13 июля 2022

Экспонат с уральскими корнями

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

На прошедшем в эти выходные фестивале «Ретрорейс», организованном Музеем Транспорта Москвы специально ко Дню Транспорта Москвы, в числе других экспонатов мы показали один интересный грузовик. Внешне он почти копирует всем хорошо известный ГАЗ-51. Но на самом деле это совершенно иная модель под названием «УралЗИС-355М».

Восстановленный «УралЗИС-355М» из коллекции Музея Транспорта Москвы на фестивале «Ретрорейс». Фото: Музей Транспорта Москвы.

Грузовик «УралЗИС-355М»: он создавался вопреки традициям, выпускался недолго, видели его лишь в отдаленных регионах СССР, и после прекращения производства его почти сразу забыли. А ведь машина для своего времени была хороша.


В середине 1950-х годов про автозавод «УралЗИС», расположенный на отшибе отрасли, в далеком городке Миасс Челябинской области, почти не вспоминали в прессе. Основанный по необходимости при эвакуации московского ЗИС осенью 1941 года, уральский автозавод даже через 10 лет по окончании войны продолжал выпускать всю ту же довоенную «трёхтонку» ЗИС-5, отправленную в отставку на головном столичном предприятии.

Уже в начале 1950-х годов «УралЗИС» являлся безвозвратно архаичной машиной. Фото: www.atowp.ru.

Страна нуждалась в транспорте любого вида, даже таком как ЗИС-5, чья конструкция уходила корнями в американский «Автокар» 1920-х годов. С деревянной кабиной, механическими, приводимыми тягами, а не гидравликой тормозами и прочими особенностями давно прошедшей эпохи.


Но если в больших городах уральские «трёхтонки» смотрелись оголтелым анахронизмом, то в глухих поселках Сибири или кишлаках Средней Азии их простота только шла на руку: техника давно изучена, ремонтируется «на коленке» подручным инструментом, груз везет и ладно.

Конструкторский коллектив в Миассе совсем не хотел оставаться на задворках советского автопрома и малыми силами все же модернизировал древнюю «трёхтонку». Постепенно внедряя современные гидравлические тормоза, улучшая шестицилиндровый двигатель и заменяя грубые крылья из кровельного железа на аналоги более округлых форм. И хотя внешне улучшенная машина была мало отличима от довоенных образцов, ей за введенные усовершенствования в 1952 году все же присвоили отдельный индекс «УралЗИС-355».


Но самый крутой поворот в судьбе уральского грузовика произошел с появлением в Миассе легендарного главного конструктора ГАЗа Андрея Липгарта. Лауреат Сталинских премий, отец «Победы», ЗИМа и ГАЗ-51 был разжалован в обычные конструкторы и сослан на Урал из-за якобы проваленной работы по запуску в серию армейской амфибии ГАЗ-011.

На новом месте Липгарт прикинул возможности для дальнейшей модернизации «УралЗИСа» и предложил неожиданное решение — кардинально улучшить внешний вид машины, выписав из Горького штампы-дубликаты для выпуска кабины ГАЗ-51. По «газовскому» образу и подобию также выполнили капот и отдельные крылья. Хотя они, если приглядеться, заметно отличались от прототипа.


Помимо внешнего вида заодно серьезно перетрясли всю конструкцию: машина стала длиннее, шире, получила новую раму и повысила грузоподъемность на полтонны. Фактически под видом модернизации создали новую модель, скинув с древней зисовской основы добрую половину возраста.

Сдвинутые к носу кабина и капот заметно улучшили развесовку, что весьма положительно сказалось на проходимости грузовика. Испытания показали, что путем модернизации получился едва ли не идеальный автомобиль для грунтовых сельских дорог.

Машину показали на ВСХВ в 1956 году под обозначением «УралЗИС-353» и стали готовить к производству, но тут в правительстве решили переориентировать стратегически удаленный от всех границ уральский автозавод на выпуск принципиально нового армейского трехосного вездехода «Урал-375», чья концепция была разработана в московском институте НАМИ.


Казалось, зачем при таких перспективах заниматься серьезно улучшенной, но все-таки устаревшей машиной на основе довоенного ЗИС?

Лучше всего для сельскохозяйственного грузовика подошла бы трансмиссия с полным приводом. И такая машина была разработана. Но её так и не запустили в серию из-за общей бесперспективности конструкции. Фото: www.autowp.ru.

Но тут опять вмешалась большая политика. Как раз к середине 1950-х годов расцвела грандиозная кампания по освоению целинных земель северного Казахстана. И в эти далекие края, где на месте пустынных степей теперь распахивали масштабные колхозные поля, требовались грузовики. Которые проще было поставлять из Миасса, чем из Москвы или Горького. Так, в конце 1957 года уральский грузовик все же получил путевку на конвейер.

Была еще одна небольшая заминка с обозначением нового «УралЗИС». Посчитав, что гораздо более совершенной машине негоже иметь индекс 353, который по значению был ниже уже применявшегося 355, к последнему просто добавили литеру «М» — модернизированный.


В любом случае уральский грузовик быстро нашел свое предназначение. Удачное расположение миасского завода практически в центре страны позволяло насыщать просторы Казахстана, Сибири и Средней Азии простыми, надежными и выносливыми грузовиками.

Общее количество выпущенных грузовиков модели 355М по советским меркам было невелико — чуть меньше 200 тысяч.

При этом в европейской части страны «УралЗИСы» почти не появлялись. Там и без них хватало совершенной техники. На конвейере 355М задержался вплоть до 1965 года. А после большинство машин этой модели растворилось в просторах к востоку от Уральского хребта.

Несмотря на довольно скромную трудовую биографию, одному экземпляру 355М довелось оставить заметный след среди автомобильных ролей советского кино. Когда в 1971 году в окрестностях Самарканда снимали «Джентельменов удачи», то роль цементовоза, в котором бежала из тюрьмы четверка преступников-неудачников, исполнила изрядно побитая жизнью молочная автоцистерна на шасси «УралЗИС-355М».

Конечно, с известной долей условности. Такой привередливый груз как цементный раствор не могли перевозить в обычной цистерне, да и пространство внутри емкости было разделено перегородками, чтобы предотвратить образование волн, способных перевернуть машину на вираже.

Кадр из фильма «Джентельмены удачи». Фото: «Мосфильм».

Этот легендарный фильм показал всей стране заслуженный и в то же время незаметный грузовик в его естественной, далеко не столичной среде обитания.

Нам по пути ❤️

Сайт Музея Транспорта Москвы

АНОНС. На прошедшем фестивале «Ретрорейс» наш Музей Транспорта Москвы в числе других экспонатов показал один интересный грузовик. Внешне он почти копирует всем хорошо известный ГАЗ-51. Но на самом деле это совершенно иная модель под названием «УралЗИС-355М».

О редком экспонате с уральскими корнями рассказывает директор музея Оксана Бондаренко в «Музейной среде».