20 июля 2022

«Ретрорейс»: как это было

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.


9 июля на Воробьевых горах прошел наш первый масштабный городской фестиваль «Ретрорейс», организованный ко Дню Московского транспорта. Рассказываю, как это было.

Курортный автобус Царм «Рица» и первый московский автобус «Даймлер-Мариенфельде» на фестивале «Ретрорейс». Фото: Музей Транспорта Москвы. Автор снимка: Сергей Лукьянов.

Ранним утром, еще до десяти утра, на автобусном кольце у метро «Университет» собрались любители ретротранспорта. Люди ждали трансфер, у которого был короткий и  необычный маршрут: от метро «Университет» до фестиваля «Ретрорейс» на Воробьевых горах. Два ретроавтобуса, городской ЛиАЗ-677 и междугородний ЛАЗ-699Р, в День московского транспорта вновь вышли на столичные улицы, чтобы перевезти гостей мероприятия.


Фото: Музей Транспорта Москвы. Автор снимка: Никита Горлов.

Напротив Смотровой площадки на аллеях, ведущих к величественному зданию МГУ, вырос целый автомобильный городок, вместивший более сотни моделей транспорта прошедшей эпохи.

ЛиАЗ-677, перевозивший гостей фестиваля Музея Транспорта Москвы «Ретрорейс». Фото: Музей Транспорта Москвы. Автор снимка: Никита Горлов.

У входа на территорию фестиваля располагалась сцена, откуда началась раллийная гонка, и где позднее выступил хедлайнер концертной программы – группа Pompeya. Вдоль аллей возникли павильоны с едой и напитками, детская площадка для гонок на педальных машинках, экскурсионное бюро Музея Транспорта Москвы, а большая часть территории была отдана под выставку ретротехники. 

Почетное место занял открытый курортный автобус ЦАРМ «Рица». Больше чем полвека назад поездка на таком необычном транспорте была обязательной для отдыхающих в здравницах Черноморского побережья. Посетители фестиваля с интересом осматривали открытый всем ветрам салон: «Сейчас бы на такой «карете прошлого» да по знойным улицам Москвы».

Макет первого московского маршрутного автобуса, впервые показанный на фестивале «Ретрорейс». Фото: Музей Транспорта Москвы. Автор снимка: Сергей Лукьянов.


Рядом с ЦАРМ «Рица» экспонат, воссозданный по крупицам, – модель первого московского автобуса «Даймлер-Мариенфельде». Впервые такой вышел на улицы ровно 115 лет назад, он соединял на летние месяцы 1907 года дачные поселки в Мариной Роще и Останкино. Дата важная для истории московского транспорта, и к ней мы еще вернемся в ближайшее время.

Фото: Музей Транспорта Москвы. Автор снимка: Марк Серый

Неподалеку припарковался спортивный родстер «Победа», слышали когда-нибудь о таком? А ведь именно на подобных машинах соревновались советские спортсмены в 1950-х годах. Мастерили их после трудовой смены в таксопарках и на авторемонтных заводах из подручных средств.

Фото: Музей Транспорта Москвы. Автор снимка: Сергей Лукьянов.

Еще один герой, а скорее киногерой фестиваля, – микроавтобус «Старт». Очень редкая и мелкосерийная машина первой половины 1960-х годов, на котором Нина уезжала от Шурика в финальных сценах кинофильма «Кавказская пленница».
Наш Музей Транспорта Москвы привез на фестиваль два десятка работяг из своей коллекции, которые день и ночь несли службу на улицах столицы полвека и более назад. По одну сторону выставки расположились грузовики: автоцистерна, самосвалы, грузовое такси, автомобиль-техпомощь, алые пожарные-огнеборцы.

Выставка спецтехники из коллекции Музея Транспорта Москвы. Фото: Музей Транспорта Москвы. Автор снимка: Сергей Лукьянов.


Все эти машины когда-то выполняли очень важную работу на улицах Москвы: доставляли стройматериалы, перевозили холодильники и мебель новоселам, несли круглосуточную вахту в ожидании звонка о пожаре, буксировали в автобусные парки сломавшиеся на линии автобусы.

На фестивале было представлено немало автомобилей спецслужб, чья «работа и опасна и трудна»: милицейские «Москвичи», «Волги», УАЗ И РАФ, скорые помощи. Они давно были отправлены на пенсию с ответственной должности по охране порядка и здоровья москвичей, и дожили до наших дней  благодаря энтузиастам ретродвижения.

Выставка ретроавтомобилей на фестивале «Ретрорейс». Фото: Музей Транспорта Москвы. Автор снимка: Сергей Лукьянов.


На выставке под открытым небом Музей Транспорта Москвы представил коллекцию и своего автобусного собрания: пассажирские ЗИЛы, ЛАЗ или КАвЗ, с поездки на которых когда-то начиналось утро любого жителя Москвы.


На площадке Воробьевых гор объединились настоящие энтузиасты транспортного дела: это автомобильные клубы, реставрационные мастерские, частные коллекционеры. Боковую аллею занимала колонна автобусов, которую возглавили сразу несколько легендарных «луноходов» ЛиАЗ-677. Когда-то этот автобус считался вечным, казалось, он никогда не исчезнет с московских маршрутов, а сейчас за каждым сохранившемся образцом ведется настоящая охота.

Когда-то также казались неистребимыми «Победы», 21-е «Волги», «Москвичи» и «Жигули». Все они ныне объекты серьезного коллекционирования. На фестивале каждая машина, стоявшая среди стройных клубных рядов, представляла собой доведенный до абсолютного идеала ценный исторический экспонат. И не важно, будь то крохотный «Запорожец» или элегантная «Чайка» – любовь к ретротехнике не имеет границ. 


Фестиваль «Ретрорейс» показал историю транспорта и объединил людей, которые эту историю сохраняют и продолжают.
 

Победители ралли на сцене фестиваля «РетроРейс». Фото: Музей Транспорта Москвы. Автор: Сергей Лукьянов.

Нам по пути ❤️  

Сайт Музея Транспорта Москвы