Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
На прошедшем фестивале «Ретрорейс» наш Музей Транспорта Москвы представил модель самого первого московского автобуса – «Даймлер-Мариенфельде». Сегодня подробнее расскажу вам о его судьбе.
Фото: Музей Транспорта Москвы. Автор снимка: Сергей Лукьянов.
На самом деле есть еще один повод, чтобы вспомнить об истоках автобусного движения Москвы. Ведь именно в эти июльские дни 1907 года был дан старт регулярному автобусному сообщению, то есть ровно 115 лет назад.
Но для начала углубимся в середину 19-го века. Именно в это время зарождается колесноеобщественное движение Москвы. В 1847 году в нашем городе впервые появились так называемые «линейки» – многоместные конные экипажи. Места для пассажиров, по сути обычные деревянные скамейки, располагались вдоль направления движения, спина к спине, в линейку. Отсюда и название.
Защита от непогоды у линеек была несовершенная: крыша и кожаные занавески по бокам. Зимой колесные экипажи заменялись на сани, у которыхзащита от холода и ветра не предусматривалась вообще. Считалось, что зимой люди и так укутаны в теплые одежды.
Условный образ зимней линейки был изображен на советской марке 1981 года. Фото: www.auction.ru.
У линеек были определены маршруты движения, и это позволило им записаться в пионеры общественного транспорта Москвы. В летнее время они курсировали в дачные пригороды (к Петровскому парку, в Останкино и Сокольники). А в мае 1872 года от Ильинских ворот до Останкино стали ходить большие закрытые кареты-омнибусы.
С запуском конки количество городских маршрутов линеек начало сокращаться, но нельзя сказать, что они пропали с улиц даже с приходом электрического трамвая в 1899 году. На близких пригородных направлениях, куда еще не добралась полноценная железная дорога, у конных экипажей не было конкурентов.
Тем временем технический прогресс в сфере безрельсового транспорта не стоял на месте. Еще в 1884 году американский предприниматель Смит обратился в Московскую городскую Думу с предложением запустить на улицы 25 паровых автобусов. Проект отклонили – в городском законодательном органе просто не знали, по каким правилам организовать движение подобныхэкзотических экипажей.
Автобус «Даймлер-Мариефельде» на конечной остановке в Марьиной Роще. 1907 год. Фото: www.oldmos.ru.
По той же причине в 1898 году инженеру Фаллизу отказали в эксплуатации бензиновых омнибусов – последней новинки городского транспорта, которая на тот момент уже появилась на улицах нескольких европейских городов. Громоздким многоместным омнибусам-автобусам воспротивилась и полиция, посчитавшая, что они просто застрянут на большинстве узких московских улиц. Последующие попытки внедрить бензиновую тягу в пассажирском городском сообщении аналогично терпели неудачу. Считалось, что городу вполне хватает трамвая, сеть которого непрерывно расширялась, и конки по некоторым направлениям.
Первый автобус представлял собой по сути грузовик с лавками в кузове и навесным балдахином. Фото: www.oldmos.ru.
Поэтому первые моторные омнибусы появились в пригороде: от заставы Марьиной Рощи до Останкино. Инициатором стал граф Александр Дмитриевич Шереметьев – владелец «градообразующего» дворца в Останкино и известный меценат. Именно на личные средства Шереметьева приобрели автобус марки «Даймлер-Мариенфельде» и немецкий крытый НАГбольших размеров, рассчитанный на 12 пассажиров.Эти машины 17 июля (30-го по новому стилю) 1907 года открыли первое регулярное автобусное движение на территории современной Москвы.
Остановимся подробнее на «Даймлере», так как именно он был взят за основу командой Музея Транспорта Москвы для воссоздания полноразмерноймодели первого столичного автобуса.
Фото: www.pastvu.com.
Для начала отмечу, что «Мариенфельде» – это не название отдельной модели, а составляющая марки. Дело в том, что в 1897 году в пригороде Берлина Мариенфельде была основана автомобильная компания Allgemeine Motorwagen-Gesellschaft (коротко AMG). Она появилась на базе старой машиностроительной фабрики Адольфа Альтмана, которая с 1879 года строила нефтяные и бензиновые моторы.
В число акционеров нового предприятия вошли и основные держатели ценных бумаг компании «Даймлер» из Канштатта. Что неудивительно, ведь изначально под Берлином должны были делать машины конструкции «Даймлер». Вскоре в Мариенфельде начали строить грузовые машины и автобусы прогрессивной конструкции, созданные при участии русского инженера Бориса Григорьевича Луцкого.
В 1902 году заводы из Канштатта и Мариенфельдеслились в одну компанию. И некоторое время грузовики и автобусы именовались «Даймлер-Мариенфельде», пока не стали частью единого и всемирно известного бренда «Мерседес».
Что касается первого московского опыта по запуску автобусов для пассажирского сообщения, то с приходом осени дачный маршрут был закрыт. Но не навсегда. По некоторым сведениям автобусы в Останкино продолжали ходить каждый теплый сезон вплоть до 1914 года. А в конце июля 1908 года регулярное автобусное сообщение появилось и на центральных улицах Москвы. Но об этом я расскажу позднее.
Нам по пути!