17 августа 2022

«Москвич» слезам не верит

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко. 
Тема кинематографа проходила красной нитью на нашей прошедшей выставке «Мечта Москвича» в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ. В рамках экспозиционного пространства нам удалось создать инсталляции к семи картинам, в которых автомобили марки «Москвич» сыграли яркую роль. Но это не предел его истории в кинематографе. В сегодняшней статье я решила рассказать о нескольких других его ролях. 

К/ф «Сердца четырех». Фото: www.realnoevremya.ru.


Когда летом 1940 года съемочной группе лирической комедии «Сердца четырех» (1941 г., реж. Константин Юдин) потребовалась модель советского автомобиля с открытым кузовом фаэтон, то оказалось, что её не существует в природе. В итоге роль КИМа в кадре исполнил английский «Форд-Префект», который внешне не имел ничего общего с советской машиной. Но он появился на съемочной площадке не просто так. Ведь именно этот «Форд» взяли за образец при подготовке первого отечественного серийного малолитражного автомобиля – КИМ. 

В кадре старший лейтенант Петр Колчин говорит, что испытывает новую модель. Подразумевается некий отечественный автомобиль, а не иномарка. Фото:  www.news.ati.su.

В 1940-1950-х годах «Москвичи» уступили главные роли в кино горьковским «Победам» и «Волгам». Отчасти потому, что самые первые модели «400» и «401» из-за небольших размеров не соответствовали «большому советскому стилю». Но «Москвичи» зачастую появлялись в кино в качестве яркого акцента. Например, диковинный кабриолет «Москвич-400» героя Георгия Вицина в «Она вас любит» (1957 г., реж. Семён Деревянский и Рафаил Суслович) исполнил запоминающуюся роль. Или в фильмах «Дамы приглашают кавалеров» (1980 г., реж. Иван Киасашвили) и «Скорость» (1983 г., реж. Дмитрий Светозаров), когда в качестве максимально гротескного автомобиля выбрали тот же «Москвич-400». 

В к/ф «Скорость» «Москвич» превратили в такой гоночный болид, который под управлением Дмитрия Харатьяна опережал всех соперников. Фото: www.drive2.ru.

Немецкие корни первого «Москвича», который являлся копией довоенного «Опеля Кадета», обеспечили малолитражке карьеру в фильмах военной тематики. В них автомобиль исполнял роль транспорта германского вермахта, заменяя «Опель».

Следующее и полностью оригинальное семейство «Москвичей» (модели 402-407-403) стало законной гордостью московского автозавода и всей советской автопромышленности. К этим машинам относились с почтением, и в кино они представали как транспорт достойных, скромных советских тружеников. Например, на таком автомобиле ездил Николай Кукушкин из фильма «К черному морю» (1957 г., реж. Андрей Тутышкин). Кстати, эта картина стала дебютом нового семейства «Москвичей», чье производство началось годом ранее.  

Фильм «К черному морю» стал своеобразным приглашением советских граждан к автотуризму. Фото: «Мосфильм».

Интересно, что благодаря популярности этого семейства советских малолитражек на экспортных рынках, «Москвичи» с 1960-х годов стали появляться и в западных кинолентах. Обычно, режиссеры с их помощью иллюстрировали жизнь за «железным занавесом». Один из ярких примеров – английский шпионский сериал «Человек в чемодане» конца 1960-х годов.

С приходом в 1964 году представителей совершенно нового семейства 408, а потом и 412, «Москвич» становится машиной, способной поспорить по престижу с «Волгой». Люди, умеющие жить, выбирают «Автомашину «Москвич». Новая модель!» (к/ф «Бриллиантовая рука», 1969 г., реж. Леонид Гайдай) и в жизни, и в кино. Ведь это самое современное предложение советского автопрома. 

Такой автомобиль приобретает на премию от найденных сокровищ Шеф в «Бриллиантовой руке», а в «Белорусском вокзале» (1970 г., реж. Андрей Смирнов) расчетливый и жестокий Саша управляет универсалом «Москвич-426» – машиной еще более престижной и редкой, чем базовый седан. Ведь большая часть тиража вместительных и надежных грузопассажирских «Москвичей» отправлялась на экспорт. 

Самое актуальное и модное предложение от советского автопрома на конец 1960-х годов – «Москвич» с кузовом универсал.  Фото: www.tvbesedka.com.

Но с приходом «Жигулей» в 1970 году, звезда «Москвича» стала клониться к закату. Снятые по мотивам международных раллийных успехов «Гонщики» (1972 г., реж. Игорь Масленников) эксплуатировали уже уходящую спортивную славу московский марки. А дуэль «Жигулей» и «Москвича» в кинофильме «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973 г., реж.а Эльдар Рязанов) демонстрировала не только уникальный для советского кино подход к съемке автомобильных погонь, но и символический проигрыш московской малолитражки в этом поединке.

Появившийся в 1975 году «Москвич-2140» технически и внешне не сильно отличался от предыдущих моделей, его роли в кино были случайны и малозаметны. Как, например, транспорт ассистента профессора Громова в «Приключениях Электроника» (1979 г., реж.а Константин Бромберг). Весь престиж и славу к тому моменту забрали себе новомодные «Жигули».

Перспективные модели разработки 1970-х годов в итоге оседают в заводском музее. В кино они появились лишь однажды, став героями фантастическо-музыкального фильма «Как стать счастливым» (1985 г., реж. Юрий Чулюкин). 

Параллельная реальность образца 1990 года в фильме «Как стать счастливым». Опытные модели «Москвичей» помогают изобразить Москву недалекого будущего. Фото: www.imcd.org.

Наряду с перспективными «Москвичами» из недавнего прошлого в так и не наступившем будущем присутствовали иномарки из заводского гаража московского автозавода. Например, «Ситроен-ВХ», который французы в 1980 году предлагали выпускать в Москве, и французская «Симка-1308», которая была выбрана прототипом будущего «Москвича-2141» (последней кинозвезды московской марки).

Переднеприводный хэтчбек, с большим трудом прошедший в серию 1986 года из-за новизны и дефицитности, на короткий срок стал символом престижа в советском кино. Современники запечатлели его в «Забытой мелодии для флейты» (1987 г., реж. Эльдар Рязанов) и «Интердевочке» (1989 г., реж. Петр Тодоровский). 

А потом «Москвич» ушел в тень, как в жизни, так и на экране. Так и не отметившись ни в одной знаковой роли российского кино вплоть до закрытия завода. Если только не вспомнить милицейский 41-й в «Ширли-Мырли» (1995 г., реж. Владимир Меньшов).

На съемочную площадку «Забытой мелодии для флейты» попал один из самых первых серийных «Москвичей-2141». Фото: www.zr.ru.

И лишь в последние годы с расцветом сериальной индустрии «Москвичи» вновь вернулись на экраны в ностальгических историях вроде «Оттепели» (2013 г., реж. Валерий Тодоровский) и «Обратной стороны луны» (2012 г., реж. Александр Котт). 

Наша первая масштабная выставка в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ завершилась, но вновь рассмотреть детали экспонатов и киноинсталляций с участием легендарной марки можно в каталоге «Мечта Москвича». Каталог можно приобрести на сайте Музея Транспорта Москвы

Нам по пути! 

Сайт Музея Транспорта Москвы