Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
На прошлой неделе состоялся День знаний. Миллионы детей отправились в детские сады и школы. В сегодняшней колонке расскажу, как в СССР специально для транспортировки маленьких пассажиров создавали настоящие полномасштабные автомобили, а вернее автобусы. И о забытом летнем формате семейного досуга советских мальчишек и девчонок, связанном, конечно, с транспортом.
Детский автобус постройки Мичуринского авторемонтного завода на выставке на ВДНХ. Фото: www.fotostrana.ru.
Когда задумываешься о машинах для перевозки детей, вспоминаются школьные автобусы ярко-желтого цвета, хорошо знакомые нам по фильмам. В России автобусы такого назначения давно не экзотика. Сейчас специализированные школьные автобусы входят в программу большинства производств страны. Но мало кто знает, что история отечественных школьных автобусов берет свое начало еще во времена СССР.
Пожалуй, первой известной попыткой сделать специальный автобус для детей, можно считать работу Мичуринского авторемонтного завода 1971 года. Предприятие занималось капитальным ремонтом автобусов ЛАЗ, поэтому машина этой марки и послужила основой для создания «детской» версии.
Конструкцию машины серьезно изменили для маленьких пассажиров. Ему подняли пол, чтобы дети могли без проблем обозревать окрестности через окна, сами сиденья сделали маленькими, что позволило увеличить вместимость больше чем в два раза (в салоне насчитывалось 74 посадочных места). Также предусмотрели дополнительные поручни и выдвижную подножку у передней двери, салон радиофицировали. Финальным штрихом стало яркое изображение героев мультфильмов и детских книжек на кузове.
Детский кинотеатр из автобуса ЗИС-155 в Уфе 1963 года. Фото: www.incopolis.livejournal.com.
Мичуринский автобус даже экспонировали на юбилейной выставке «Автопром-74» на ВДНХ. Всего сделали несколько десятков таких машин.
Но в дальнейшим постройку «детских» ЛАЗов признали нецелесообразной. Эти лайнеры могли передвигаться только по хорошим дорогам, а основная проблема наблюдалась в селах, где от поселка до школы приходилось добираться по грунтовой дороге. Поэтому в дальнейшем за школьные автобусы отвечал Борисовский авторемонтный завод Белорусской ССР, производящий автобусы на шасси капотных грузовиков ГАЗ.
Возможно, что там же, в Белоруссии, но гораздо раньше, родилась еще одна инициатива: по переделке обычных автобусов в передвижные детские кинотеатры.
На самом деле подобная практика была распространена по всей стране, но одна из наиболее разветвленных систем доставки «мультиков на дом» сложилась именно в Белорусской республике. Переделкой автобусов там занимался минский завод «Кинотехник».
А этот кинотеатр сделан из автобуса ЛАЗ-695Б, который ранее работал на целинных землях Казахской ССР. Фото: www.incopolis.livejournal.com.
Для основы передвижного кинотеатра брали списанный старый автобус и насыщали необходимым для демонстрации фильмов оборудованием: в корме ставилась проекционная установка, за кабиной водителя – экран, а в салоне большие «взрослые» диваны заменялись на маленькие детские кресла или скамейки. Для светоизоляции окна занавешивали шторами, а внешне автобус тоже оформляли яркими рисунками для привлечения внимания.
Как и настоящие, стационарные кинотеатры, их передвижные аналоги получали собственные названия: «Колобок», «Светлячок», «Сказка», но чаще всего использовали имена «Малыш» или «Малютка».
Подобные автобусы работали как филиалы больших кинотеатров и, как правило, приезжали в районы, где их не было, а также в детские сады, пионерские лагеря, парки культуры и отдыха.
Со временем выяснилось, что для выездной работы с длительными стоянками на одном месте использовать автобусы не слишком целесообразно. Появилась другая идея: на их место ставили стационарную «кинопередвижку», сделанную на основе прицепа или полуприцепа, которую при необходимости можно было перевезти на другую локацию.
Выпуск таких кинотеатров в прицепе освоили в Кургане в 1962 году. Фото: www.gako.archives.kurganobl.ru.
Практика мобильных кинопоказов просуществовала до 1980-х годов. Она сошла на нет из-за появления большого количества новых стационарных мест для демонстрации фильмов и распространения телевидения.
В 1961 году в московском парке культуры и отдыха Измайлово появилось необычное транспортное средство. Только зайдя внутрь по специальному трапу можно было догадаться, что его конструкция основана на автобусе ЛАЗ-695. А внешне это была настоящая ракета на колесах с обтекателем спереди и хвостом сзади и даже с отдельными крыльями-стабилизаторами.
Автобус-аттракцион назывался «Восток», по имени космического корабля, который вывел на орбиту первого космонавта планеты Юрия Гагарина. На волне популярности всего космического поездка на сухопутной ракете пользовалась большой популярностью.
Узнать в конструкции аттракциона «Восток» автобус было весьма непросто. Фото: www.vaostory.ru.
Но вскоре выяснилось, что на людных аллеях парка водитель почти был лишен обзора из-за габаритов аттракциона. Даже введение дополнительных окошек по бортам переднего обтекателя не изменило ситуацию, и вскоре этот популярнейший у детей аттракцион пришлось убрать по соображениям безопасности. Так завершилась карьера автобуса-ракеты, но впечатление от футуристической машины остались в памяти горожан.
Нам по пути!