Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Сегодня мы говорим о том, что транспорт стал новым медиа. Здесь мы получаем новые знания в самых разных форматах и через разнообразные каналы коммуникации. В том числе о новых услугах и товарах. А как давно в городском транспорте появилась реклама, расскажу в этой колонке.
Фото: localfeed.ru
Первые рекламные объявления в транспорте столицы появились почти одновременно с самим появлением общественных средств передвижения.
Возможно, первые призывные надписи с предложениями купить какой-либо товар или услугу появились еще на омнибусах — конных предшественниках автобусов. Но тот вид транспорта был довольно примитивен и не слишком регулярен, поэтому на постоянной основе реклама появилась на первом цивилизованном средстве передвижения горожан — конке.
Первые вагоны конного трамвая были весьма громоздкими и имели второй открытый этаж-империал, на поручнях которого могла поместиться рекламная надпись. Предприниматели договаривались с хозяевами конно-железных дорог о взаимной выгоде — они давали им место под рекламную надпись, которая непрерывно перемещается по улицам города, а те в свою очередь — соответствующую мзду.
Рекламные доски являлись почти непременным элементом облика конного трамвая. Фото: transphoto.ru
Когда появилась вторая, альтернативная сеть конно-железных дорог, и высокие вагоны с империалом заменили на одноэтажные, на них тоже нашлось соответствующее место под призывные надписи. Их в этом случае монтировали на специально поставленные по краям крыши решетки.
В начале XX века конку на улицах Москвы заменил электрический трамвай, который перенял рекламную эстафету. Привычным явлением стали передвигающиеся по городу с грохотом и звоном трамваи, с крыш которых призывали купить «Коньяк Шустова» или посетить магазин «Мюр и Мерлиз».
Рекламная история продолжалась и внутри вагона: в салоне, над окнами или на перегородках перед посадочными площадками, висели красочные рекламные картинки.
Революционный 1917 год и последующие события, казалось, оставили рекламную активность навсегда в прошлом. Но с развитием Новой Экономической Политики рекламные таблички вновь вернулись на городской транспорт. Правда, уже не в том масштабе как до революции, да и то ненадолго.
Политика НЭПа приветствовала рекламу на общественном транспорте. Фото: privetstudent.ru
Некоторые вагоны и вовсе не перевозили пассажиров, а целиком использовались под рекламные цели. Иногда к головным вагонам даже цепляли открытые платформы, на которых передвигалось оркестровое музыкальное сопровождение или разыгрывались сатирические пантомимы.
С постепенной отменой революционной романтики 1920-х годов, изменился и подход к нестандартному оформлению транспорта: в последние довоенные и первые послевоенные годы трамваи, а также троллейбусы и автобусы могли время от времени призывать «на выборы в Верховный совет» или к чему-то подобному, но прежний оформительский авангард практически исчез. Не говоря уже о рекламе товаров или услуг.
Тем не менее потребительская реклама в СССР все-таки продолжала существовать («Всем давно понять пора бы, как вкусны и нежны крабы»), но она не была кричащей и не проникала ежеминутно в повседневную жизнь граждан.
Поэтому с 1950-х годов и далее на городском транспорте можно было увидеть из слоганов разве что стандартизированную или, как бы мы её сейчас назвали, социальную рекламу: «Соблюдайте правила дорожного движения» или «При пожаре звоните 01».
Социальная реклама на транспорте во времена СССР. Фото: transphoto.ru
Это продолжалось до конца 1980-х годов, когда в порядке эксперимента началось единичное брендирование городского транспорта Москвы различными компаниями.
Настоящий расцвет транспортной рекламы начался с приходом свободного рынка в 1992 году. Городской транспорт превращался в расклеенный и раскрашенный от колес и до крыши огромный рекламный щит. Та же история продолжалась и в салоне. Иногда рекламными плакатами обклеивали даже потолок.
Интересно, что наибольшим спросом у рекламных компаний пользовались троллейбусы — их маршруты в те годы пролегали по главным трассам и улицам столицы. Словом, предоставляли идеальные условия для мобильной рекламы. Далее по популярности шли трамваи, и на последнем месте автобусы.
Последние, вследствие кризиса начала 1990-х годов, пострадали сильнее всех от нехватки подвижного состава, отсюда маршруты сильно укоротили, переместив автобусы из центра на окраины Москвы. Для рекламодателей они были меньше всего привлекательны.
Отдельной историей шло метро с масштабными рекламными плакатами на эскалаторах и в переходах, а также маршрутки. В последних, например, рекламные ролики показывались на специальных мониторах или звучали из динамиков.
Но уже с начала 2010-х годов, благодаря регулированию рекламы в городском транспорте, ее количество стало постепенно снижаться.
Теперь городской транспорт, не отказываясь от коммерческого продвижения товаров и услуг, в первую очередь заботится о нуждах пассажиров. А заодно, посредством мониторов в подвижном составе, напоминает о правилах жизни в большом городе, информирует об интересных мероприятиях столицы.
Словом, работает на позитивный настрой её жителей.
Фото сделано вроде совсем недавно, пять лет назад, но сегодня подобных, полностью обклеенных рекламой автобусов, в Москве уже не увидишь. Фото: transphoto.ru
Нам по пути!