Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Мы любим московский транспорт — быстрый и удобный, на котором можно легко добраться в любую точку столицы. Недаром Москва вошла в тройку мировых мегаполисов с лучшей транспортной системой. А теперь давайте вспомним, как она выглядела всего лишь 20 лет назад, в 2000-м году.
Фото: osd.ru
Москва начала XXI века — это царство личного автомобиля. Пробки и забитые припаркованными машинами улицы. Многие не спускались годами в метро и редко пользовались наземным транспортом, где большую часть пассажиров перевозили маршрутки, а давно забытая фраза «передайте за проезд» находилась в ежедневном лексиконе москвичей.
Метрополитен, пожалуй, являлся единственным видом столичного транспорта, который продолжал развиваться даже в кризисных условиях 1990-х годов.
За все постперестроечные годы открыли только две новые линии, Серпуховско-Тимирязевскую и Люблинско-Дмитровскую, основные участки которых были заложены еще при Советском Союзе. Если в 1994 году в Москве насчитывалось 150 станций метро, то сейчас спустя 28 лет, их уже 250, не учитывая участок Большой Кольцевой, который только достраивается. Причем последние 50 новых станций появились в последние шесть лет — никогда московский подземный транспорт не развивался столь быстрыми темпами. И никогда прежде большинство москвичей не могло уверенно сказать: я живу рядом с метро.
Непременный спутник поездки в метро 1990-х годов - жетон. Он ушел в прошлое 1 февраля 2000 года. Фото: ucrazy.ru
Но помимо количественных перемен стоит отметить и качественные. Когда-то поездка в транспорте не могла обойтись без наличных. В метро их меняли на жетоны, а в наземном транспорте на билеты. Переход на магнитные карты стартовал в конце 1999 года, но только с 2013 года стали появляться единые бесконтактные билеты, действующие по всей системе городского транспорта, надземном и подземном.
А для борьбы с безбилетниками на всем московском наземном транспорте долгое время стояли турникеты в передней двери, через которую производилась посадка. Проход через такой турникет отнимал много времени и сбивал график движения в часы пик.
Чтобы избежать пробок в наземном транспорте, многие москвичи, проживающие далеко от метро, и жители пригородов, использовали электрички. Но этот вид транспорта никак не синхронизировался с другими способами перемещения по Москве. И если утром и вечером электрички работали по плотному графику, то днем в расписании появлялись большие паузы. Вдобавок, билеты на электропоезда следовало покупать отдельно.
Турникеты на городском транспорте окончательно отменили осенью 2018 года. Фото: regnum.ru
С появлением в 2019 году МЦД, Московских центральных диаметров, электрички также влились в систему городского транспорта, с увеличением частоты движения и внедрением единой системы оплаты. Так в городе появился еще один скоростной и удобный способ передвижения, уходящий в густонаселенные пригороды.
Другая часть городской транспортной системы — МЦК, Московское центральное кольцо, тоже было внедрено на основе существующей железнодорожной инфраструктуры, создав дополнительную связь в районах, которые, несмотря на нахождение глубоко на территории Москвы, часто оказывались на периферии транспортных интересов. Этой системой, ставшей уникальным дополнением существующих линий метро, пользуется в день более полумиллиона пассажиров.
МЦД — это не только измененный подход к организации перевозок на железной дороге, но и совершенно иные по комфорту поезда. Фото: tverigrad.ru
По окружности МЦК возникли новые и были реконструированы старые точки притяжения другого наземного транспорта, которые превратились в современные пересадочные узлы.
Давайте также вспомним традиционный наземный транспорт. Еще десять с небольшим лет назад трамвай существовал как данность. Некогда популярная система к нашему времени сильно сократилась, а тесные трамвайные вагоны сильно устарели. Отдельные трамваи, как чехословацкие «Татры», оставались еще с советских времен, другие, как усть-катавские КТМ являлись наследием более позднего времени. Но ни те, ни другие вагоны не могли решить главную задачу — превратить трамвай из архаики в современный вид транспорта.
«Татры», некогда являвшиеся лицом московского трамвая, даже успели примерить новую корпоративную окраску, но им все равно пришлось уйти. Фото: ttransport.ru
С 2011 года началась модернизация трамвайного хозяйства, которая привела на московские улицы вагоны нового поколения, низкопольные, сочлененные, оснащенные системой кондиционирования воздуха, информационными экранами и портами для зарядки мобильных гаджетов. Они разом перенесли трамвай из середины прошлого века в век нынешний. Вот так, даже без существенной реконструкции трамвайной сети, умирающий вид транспорта превратился в современный элемент городской жизни.
Еще больше перипетий пережил московский автобус. В начале 1990-х годов, из-за кризиса с поставками новой техники (ведь большинство маршрутов обслуживалось венгерскими «Икарусами», закупки которых на какое-то время превратились в недоступную роскошь), автобус из второго по значимости вида городского транспорта столицы, вдруг оказался на его задворках и использовался лишь для перевозки пассажиров с окраин к станциям метро.
Трудно поверить, но давно устаревшие автобусы ЛиАЗ-677 трудились на московских улицах до 2004 года. Фото: fotobus.msk.ru
Но с кардинальной реформой городского транспорта в середине 2010-х годов, московский автобус пережил второе рождение, вернувшись с окраин в центр столицы с полностью обновленным подвижным составом. Теперь город можно пересечь на автобусе даже насквозь, воспользовавшись одним из многочисленных маршрутов системы «Магистраль». Там, где прежде требовалось пересадка на метро, сейчас можно проехать на поверхности, экономя время и любуясь видами обновленной столицы.
На подмогу традиционному автобусу также вышел инновационный электробус. Они вместе заменили на улицах Москвы троллейбус, в свое время также любимый москвичами, но все же утративший актуальность из-за ограниченной маневренности и необходимости в трудоемкой и затратной поддержке в исправном состоянии контактной сети проводов.
Город живет и, прощаясь со старым, неизбежно принимает новое — более современное, удобное и скоростное. Сейчас Москва обладает одной из самых удобных систем городского транспорта в мире. И кто бы мог подумать об этом два десятка лет назад, садясь на остановках в маршрутки и ожидая забитые автобусы или троллейбусы. Теперь это все в прошлом, которое, тем не менее, стоит помнить.
По московским улицам ездит уже более тысячи электробусов, самого современного и инновационного вида транспорта. Фото: agtf.ru
Нам по пути!