Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
«Вторая жизнь транспорта» – лейтмотив нашей новой выставки «Вы ушли с маршрута, и это нормально», которую мы откроем 8 ноября вместе с общественным пространством Хлебозавод. А в сегодняшней «Музейной среде», следуя мотиву выставки, я хочу рассказать немного больше о героях городских улиц, которые сменили несколько профессий на своем жизненном пути.
Фото: Общественное пространство Хлебозавод.
Обширное постиндустриальное пространство неподалеку от метро «Дмитровская» называется Хлебозаводом не просто так. Когда-то здесь действительно пекли хлеб, причем в таких масштабах, что подчас его увозили на фургонах-хлебовозах с прицепами. А все потому, что возведенный в 1934 году «Хлебозавод №9» в основном был ориентирован на массовую поставку «главного хозяина стола» в столовые предприятий и организации.
Цилиндрические формы основного здания хлебозавода были обусловлены кольцевой технологией выпечки, причем полностью автоматизированной. Недаром предприятие еще называли «завод-автомат». В целом комплекс давно признали памятником промышленной архитектуры, а пять лет назад этому уже устаревшему заводу нашли новое применение: теперь это общественное городское пространство, в его стенах находятся офисы, мастерские, магазины, точки питания, а также проводятся фестивали и выставки. В старых корпусах хлебозавода снова кипит жизнь в ритме нашего любимого мегаполиса.
Автопоезд-хлебовоз. Фото: www.kino-teatr.ru.
«Жизнь после жизни» – это один из постулатов и нашей новой выставки на территории Хлебозавода. Вот возьмем городской транспорт – после ухода на пенсию его судьба не всегда предрешена, ему могут найти и новое применение.
Например, легковые таксомоторы в Советском Союзе в подавляющем большинстве производились на Горьковском автомобильном заводе. Это были прочные и выносливые «Победы», а затем «Волги» нескольких поколений. Работа в такси являлась настоящим испытанием для машин, они эксплуатировались фактически круглосуточно и исчерпывали свой ресурс за пару лет. После таксомоторы отправляли на капитальный ремонт и их жизнь продлевалась еще года на два. А уже после этой «второй жизни» машины отправлялись либо на свалку, либо переводились в службу доставки.
Чего отчаянно не хватало в типаже грузовых машин СССР, так это легких грузовиков для перевозки небольших и не слишком тяжелых партий грузов: изделий легкой промышленности, почтовых отправлений, периодики и прочего в этом же стиле. Страна жила большими достижениями и большими грузовиками, а в этой среде требовались машинки скромные, но весьма нужные для городской жизни.
В послевоенные годы легкие фургоны и пикапы не входили в номенклатуру Горьковского автозавода, но это не мешало небольшим авторемонтным предприятиям делать грузовые версии «Побед» и «Волг». Фото: www.allcarz.ru.
Небольшие фургоны выпускались на базе «Москвичей», а еще малотоннажные машины входили в номенклатуру заводов УАЗ и ЕрАЗ. Однако собирали такие модели в небольших объемах, и не все выпущенные машины попадали в автотранспортные предприятия. Например, грузовые «Москвичи» в больших количествах уходили на экспорт.
Определенным выходом в ситуации с дефицитом машин для службы доставки стала переделка на авторемонтных заводах «Побед» и «Волг» в пикапы и фургоны. Таким образом, продлевали жизнь машин, а города получали дополнительный ресурс для перевозки мелких партий грузов.
Что касается троллейбусов, их средний срок службы составлял примерно 15 лет, после чего отдельные экземпляры не отправлялись на переплавку, а переделывались под разнообразные хозяйственные нужды. Большой и вместительный кузов отслужившего свое троллейбуса можно использовать в самых разнообразных целях. Например, как вагончик-бытовку для строителей, или передвижной диспетчерский пункт на конечной остановке городского транспорта. Очень любили приобретать списанные троллейбусы дачники и жители села, используя транспорт как летний домик. А еще старые троллейбусы нередко переделывали в тиры или передвижные залы игровых автоматов.
Троллейбус, переделанный в передвижной тир, в белорусском Гродно. Фото: www.auto.onliner.by.
Находилась работа и для списанных автобусов. Что такое автобус? Это, в первую очередь, просторный кузов и мощный мотор. То, что нужно, если требуется соорудить машину-техпомощь для ремонта на линии или буксировки неисправных габаритных машин. Переделывая старые автобусы в ремонтные мастерские, у них убирали сидения, взамен начиняя салон различными станками и приспособлениями.
Очень любили превращать в техпомощи «Икарусы»-«гармошки». Они привлекали тем, что отрезав заднюю часть (прицеп), можно получить довольно короткий и маневренный тягач с мощным мотором.
Подобные «обрубки», сделанные из старых «гармошек», обретали вторую жизнь работая техпомощью. Фото: www.fotobus.msk.ru.
В отличие от автобусов и троллейбусов, имеющих довольно ограниченный срок службы, трамваи можно в чем-то считать вечными машинами. Заложенный в них в прежние годы ресурс позволял эксплуатировать вагоны десятилетиями, и не было ничего удивительного, когда на улицах городов работали трамваи с возрастом под полвека. Поэтому их часто переделывают в служебные машины, заменяя на более комфортные и современные модели.
Трамвайное хозяйство – это целый мир, который нужно поддерживать в работоспособном состоянии. Причем, в отличие от другого городского транспорта, у трамваев есть свои пути, за которыми также необходимо тщательно ухаживать. Большинство работ по поддержанию инфраструктуры в рабочем состоянии выполняют как раз трамваи, переделанные из старых пассажирских вагонов. На их основе строят грузовые платформы для перевозки рельс или шпал, передвижные сварочные агрегаты, путеизмерители, вагоны для контроля проводов, есть даже поливомоечные трамваи. Как правило, трамваи продолжают работать далее на подобных подсобных специальностях еще не один десяток лет.
Кажется, что это обычный вагон, но только до той поры, пока не начнет поливать рельсы. Фото: www.agtf.ru.
Интересно узнать больше о трансформации транспорта под влиянием истории и времени и увидеть подобные экспонаты из коллекции Музея Транспорта Москвы? Тогда добро пожаловать на нашу выставку «Вы ушли с маршрута, и это нормально» на Хлебозаводе, которая будет открыта с 8 по 28 ноября в бывшей бойлерной общественного пространства. Там вы узнаете еще больше захватывающих историй из мира транспорта.
Нам по пути!