Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Сегодня мы можем наблюдать, как стройные ряды снегоуборочной техники быстро справляются со снегом на уличных тротуарах и проезжей части. Согласитесь, без них уже сложно представить жизнь и движение в большом городе. Именно этим труженикам мы обязаны за безопасность на дорогах, сэкономленное время и вовремя полученную доставку. И в благодарность им давайте вспомним историю коммунальной дорожной техники в сегодняшней колонке.
Фото: www.drivenn.ru.
Первые попытки внедрить что-то компактное и механическое на подмогу жилищно-коммунальным хозяйствам в Москве предпринимались еще в 1940-х годах (как раз такой опытный агрегат ПУ-7 послевоенного времени на фото выше). Но те машины так и остались экспериментами. Проблем было несколько: отсутствие подходящей агрегатной базы и общее стремление идеологии тех лет быть «Выше, сильнее, быстрее» – небольшая техника никак не встраивалась в подобную парадигму. Но проблема в узких улочках и проездах, где никак не могла протиснуться стандартная коммунальная техника, с каждым годом становилась острее.
В конце 1950-х годов решение взялись найти в «КБ управления благоустройства Москвы» – организации с собственным экспериментальным производством. Именно столице, с ее парадной чистотой и бесконечными тротуарами, компактная уборочная техника требовалась больше всего.
Задание было принято, и уже зимой 1958-1959 года к работе в Москве приступили 35 необычные машинки с индексом Т-1. Ничего подобного жители столицы еще не видели. Помимо компактных размеров удивляла и концепция механизированных уборщиков. Они представляли собой модульную конструкцию с силовой передней частью и пристыкованным к ней блоком уборочного оборудования.
Агрегат Т-1 в летнем варианте оснащения и его модернизированная версия Т-10 с зимним уборочным набором. Фото: www.fotostrana.ru.
Несмотря на скромные габариты, водителю-оператору предоставлялась закрытая кабина. Причем он сидел справа, чтобы лучше обозревать бордюр, а слева располагался мотор тяжелого мотоцикла, приводящий в движение передние колеса. Колеса не являлись управляемыми, за смену направления отвечал задняя пара, которая могла быть как со сведенными вместе колесами, так и с широко расставленными в привычной манере у бортов (в зависимости от выбранного типа оснащения).
Т-1 убирал снег зимой или подметал улицы в теплое время года. В первом случае на машину устанавливался снежный отвал и цилиндрическая щетка. Во-втором – набор круглых подметальных щеток и встроенный вакуум-аппарат для втягивания пыли и мусора в бункер.
Вскоре был подготовлен модернизированный вариант с немного измененным внешним видом и усиленными агрегатами – Т-10. Передний ведущий мост, взятый изначально от «Москвича», заменили на аналог от внедорожника ГАЗ-69, но функционал у машины фактически остался прежним.
Создатели тротуароуборочных машин постоянно придумывали новые варианты оснащения: кусторезы, роторные снегоочистители, устройства для скалывания льда или механизированную площадку для перемещения в узких дворах мусорных баков. Но все эти варианты в основном остались в рамках экспериментов.
Самая миниатюрная коммунальная техника СССР – поставленный на шасси мотороллера агрегат Т-2. Фото: www.cartwheel.mirtesen.ru.
К тому же выяснилось, что даже такие компактные машинки как Т-1 и Т-10 не всегда эффективно убирают закрепленную за ними территорию. Например, когда на пути возникала скамейка или водосточная труба, из-за довольно большого радиуса поворота, обусловленного длинной колесной базы, механические дворники оставляли за собой неочищенное покрытие вокруг препятствия.
Тогда инженеры КБ УБМ создали еще более миниатюрную конструкцию под индексом Т-2. Она представляла собой поставленную задом наперед основу грузового мотороллера (два колеса впереди, одно сзади) с водруженной сверху одноместной кабиной. Функционал у такой машинки был минимальный (спереди находился снежный отвал, а под кабиной щетка), но со своими задачами она справлялась хорошо.
Развивая тему минимализма, московские конструкторы в 1965 году спроектировали следующий вариант механического дворника с обозначением Т-30. Теперь предельно короткий четырехколесный моторный модуль на агрегатах «Запорожца» представлял собой тягач. А к нему прилагался тот или иной прицеп с необходимым оснащением: поливальной цистерной, кузовом-пескоразбрасывателем и набором подметальных щеток.
В зависимости от сезона и задачи тяговый модуль Т-30 оснащался необходимым прицепом. Фото: www.477768.livejournal.com.
Но самым совершенным и наиболее распространенным компактным агрегатом для уборки улиц стал ТУМ-975, разработанный все тем же КБ УБМ в 1963 году. Концептуально он являлся наследником первых Т-1 и Т-10. ТУМ-975 сгладил большинство их недостатков благодаря применению мощного двигателя от автомобиля «Москвич-407». Мотор располагался уже не в кабине, а позади неё, но компоновка осталась прежней: привод на переднюю ось, управляемые задние колеса. Изменения коснулись и сменных модулей, теперь одна и та же машина могла использоваться зимой и летом.
ТУМ-975. Фото: https://t.me/midcenturymodern.
На дальнейшую счастливую судьбу ТУМ-975, который выпускался порядка двух десятков лет, повлияла передача его производства на московский завод «Красный путь», который в середине 1960-х годов перешел из прямого подчинения Москве в Министерство путей сообщения. Из-за смены предназначения предприятии, ТУМ-975 расширил географию деятельности: его стали активно внедрять в структуры МПС для поддержания чистоты территорий станций и вокзалов. Причем не только в Москве, но и далеко за её пределами. А часть крохотных тружеников улиц даже отправились на экспорт.
ТУМ-975 в рекламной брошюре «Внешторга». Фото: www.dogswar.ru.
Всего до начала 1980-х годов собрали примерно 600 экземпляров 975-го и некоторое количество машин дожило до наших дней. Есть такая и в собрании нашего Музея Транспорта Москвы.
Но как бы не был хорош ТУМ-975, большинство обязанностей по поддержанию в чистоте тротуаров столицы с 1960 года взяла на себя принципиально иная машина – Т-3. Ее конструкция была выполнена на основе широко распространенного вездехода ГАЗ-69.
Т-3 был проще, дешевле и обладал хорошими тяговыми характеристиками, а также полным приводом, исключающим пробуксовку на снегу. Он также мог быть в двух вариантах: зимнем – с отвалом для снега, щеткой под кузовом и бункером для песка в задней части, и летнем – с емкостью для сбора пыли и увлажнителем поверхности.
С 1972 года аналогичная машина начала выпускаться на основе нового внедорожника УАЗ-469. Но вскоре от подобных гибридов начали отказываться в пользу более подходящих для напряженной коммунальной работы небольших колесных тракторов.
А в начале 1980-х годов им на подмогу пришли компактные универсальные грузовички «Мультикар» из ГДР, которые возложили на себя основные задачи по поддержанию улиц и дворов в чистоте. На этом история разработки оригинальных тротуароуборщиков в СССР завершилась.
Дошедший до наших дней экземпляр тротуароубощика Т-3 на базе ГАЗ-69. Фото: www.uazbuka.ru.
Нам по пути!