Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Недавно коллекцию отреставрированной техники Музея Транспорта Москвы пополнил уникальный экспонат: «МазЗил», собранный из списанных грузовиков ЗИЛ-157 и МАЗ-200 в 1980-е. Автомобиль служил в качестве тягача-эвакуатора на территории Филевского автобусно-троллейбусного парка под бортовым номером 803 до конца 2010-х годов. О нем и о нескольких других необычных машинах-трансформерах сегодняшняя колонка.
Тягач-эвакуатор «МазЗил». Фото: Музей транспорта Москвы.
Автомобиль может служить не только средством передвижения. Его можно встроить в систему технологической цепочки на том или ином предприятии. Например, поручить ему перемещение по территории неисправной техники, следующей на ремонт.
Именно для такой работы и был построен автомобиль «МазЗил», пополнивший экспозицию нашего музея. От МАЗ-200 он взял прочную раму, которую укоротили для лучшей маневренности, мощные мосты, а также выразительный капот. Вездеход ЗИЛ-157 поделился простой и надежной силовой установкой и долговечной цельнометаллической кабиной. Ведь у МАЗов первого поколения были проблемы именно с «будкой» шофера, которая в основе была из дерева и быстро приходила в негодность.
Завершал переделку небольшой кузов с установленным в нем краном. Именно ради него и затевалась эта масштабная переделка. Цепляя на крюк неисправную технику «МазЗил» долгие годы курсировал по территории Филевского автобусно-троллейбусного парка.
История подобного технологического транспорта в нашей стране – давняя традиция. Начинается она в 1930-х годах, когда в СССР стали появляться заводы-гиганты, как горьковский ГАЗ или московский ЗИС. Им требовался специфический транспорт для перевозки грузов по территории. На производстве обычные грузовики практически бессильны – им трудно зарулить в узкие проезды и ворота, развернуться на тесном пятачке цеха.
Именно в Горьком (сейчас Нижний Новгород) и родились первые оригинальные конструкции заводского транспорта. Эти машинки выглядели необычно – напоминали собой небольшой трактор только с колесами одинакового диаметра. За основу для моделей таких тракторов-тягачей брали конструкцию легковой ГАЗ-А, а потом и «полуторки» ГАЗ-АА.
Горьковские тягачи получили отдельный индекс ГАЗ-950 и даже вошли в номенклатуру товарной продукции завода. Фото: www.gruzovikpress.ru.
Несмотря на причудливый внешний вид, горьковские машины могли спокойно тянуть несколько прицепов с тремя тоннами груза, а без нагрузки разгонялись до 35 км/ч. Впрочем, эта величина редко достигалась – для безопасности скорость передвижения по внутризаводским территориям ограничивалась 12 км/ч, внутри цехов и того ниже.
Собирались такие тягачи в основном из отбракованных деталей серийных машин, чтобы не нарушать заводские обязательства по выпуску стандартной техники. Но вскоре слух о «чудо-бобиках» разнесся по всей стране и Горький завалили заказами на поставку тягачей. В итоге технический эксперимент превратился во вполне серьезный пункт товарной продукции завода, получил отдельный индекс ГАЗ-950 и стал поставляться на «экспорт» на другие предприятия. Всего до войны на ГАЗе построили почти тысячу тягачей.
Когда в послевоенные годы эти машинки стали исчерпывать свой ресурс, в Горьком разработали замену под индексом ГАЗ-50. Тоже на базе серийной машины, но теперь уже внедорожника ГАЗ-69.
Внешне новый тягач выглядел как обычный вездеход, только странно укороченный и без переднего ведущего моста. На самом деле изменения были гораздо серьезнее: сцепление, коробка передач, карданный вал, мосты были взяты от полноценных грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Иногда агрегаты уменьшали по длине и ширине. Благодаря этому ГАЗ-50 приобрел гораздо более серьезные тяговые возможности и стал гораздо надежнее.
Партию тягачей ГАЗ-50 собрали в Горьком в 1957 году, используя оставшийся задел деталей от переданного в Ульяновск внедорожника ГАЗ-69. Фото: www.fotostrana.ru.
Среди пользователей горьковских тягачей был и московский автозавод имени Сталина. В 1950-е годы, когда парк закупленных еще до войны машин сильно износился, решили создать аналог собственными силами.
Концептуально московские «коротыши» АТК-100 повторяли горьковскую идею: максимальное использование серийных агрегатов с необходимой по месту доработкой. Но так как грузовики ЗИС-ЗИЛ были классом выше горьковских, то это сразу подняло планку возможностей для техники. Московские машины сразу снабжались грузовой платформой для балласта, необходимой для увеличения сцепной силы на ведущих колесах.
Со временем зиловские тягачи проходили модернизацию: на них появилась закрытая кабина (потом её даже оборудовали отоплением), менялись отдельные узлы на более современные. В итоге тягачи собственной постройки прослужили на ЗИЛе вплоть до XXI века. Один экземпляр даже установили на постамент возле автотранспортного подразделения завода. Простоял он там недолго и был демонтирован после закрытия предприятия.
Один экземпляр московского тягача АТК-100 был сохранен для потомков. Фото: www.auto.ru.
Еще один любопытный тягач, можно сказать младший родственник «МазЗил», родился в конце 1970-х годов на АЗЛК. Его тоже оснастили эвакуационным краном с лебедкой, поставленным на специальную платформу, приваренную к передку обычного «Москвича-2140». Список невидимых переделок был куда шире: импортное сцепление, экспериментальная коробка передач, усиленный задний мост со сдвоенными колесами, энергопоглощающий бампер от импортного «Вольво».
Задачу перед «Москвичом», быстро получившим прозвище «Боливар», поставили не самую простую: ему требовалось транспортировать разбитые в ходе испытаний машины из зоны натурных краш-тестов к Управлению Конструкторских и Экспериментальных работ завода. Необходимость в специальном автомобиле-эвакуаторе появилась из-за расстояния между этими объектами – около трех километров.
«Боливар» трудился на заводе до конца 1980-х годов, пока работы по тестированию безопасности выпускаемых моделей АЗЛК не прекратились.
«Боливар» отличался сдвоенными задними колесами, переделанными из дисков гоночного «Москвича». Фото: www.gruzovikpress.ru.
Такие машины как «МазЗил» и «Боливар» представляют собой не только транспортное, но и уникальное поп-культурное явление. Вот они, настоящие «Трансформеры», наши Оптимусы Праймы и Бамблби. А музейный «МазЗил» благодаря названию, конечно, напоминает о культовой «Годзилле», только функционал у него не разрушающий, а наоборот, выручающий.
Плакат, посвященный завершению реставрации «МазЗил». Автор: Алексей Ахезин.
Нам по пути!