Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
2023 год наступил, а праздники продолжаются. Чем заняться на длинных выходных, если не просмотром любимых фильмов? Сегодня я расскажу о Московском метрополитене как одном из главных действующих лиц в кино.
Смоленский метромост часто появлялся не только в художественных фильмах, но и в кинохронике, включая зарубежную. Фото: www.pastvu.com.
Есть множество фильмов, где можно увидеть столичное метро. Конечно, мы не будем перечислять их до последнего примера. Лучше остановимся на самых характерных или, напротив, необычных явлениях московского метро на кинопленке.
Но для начала знаете ли вы, какая станция самая кинематографичная? Где сняли больше всего фильмов, сериалов и музыкальных клипов? Ответу вы не сильно удивитесь: это одна из красивейших и харизматичных станций Москвы – «Маяковская». Следом за ней по популярности у киношников следует «Площадь Революции» и «Воробьевы горы».
У последней вообще удивительная судьба, ведь она была закрыта почти двадцать лет. Но до того, как стать станцией-призраком, «Ленинские горы» (её первоначальное название) были самой любимой съемочной площадкой среди всех станций московского метро. Всё благодаря хорошему дневному свету, потрясающим видам за стеклянными стенами на Москву-реку и, что немаловажно, на «горах» не надо было организовывать трудоемкий процесс по спуску киноаппаратуры при помощи эскалаторов.
Свой протяженный эскалаторный подъем у станции «Воробьевы горы» тоже когда-то существовал. Он был наземным, проложенным по склону наверх, к Университету. Долгое время после закрытия станции это сооружение пребывало заброшенным и только в наши дни началось его восстановление, которое завершилось 23 декабря. Эскалаторную галерею полностью перестроили и она вновь готова к быстрой транспортировке пассажиров метро прямо к Университету.
Кино позволяет взглянуть даже на те сооружения, которые давно не существуют в прежнем виде. Как, например, на наземный эскалатор «Воробьевых (Ленинских) гор». Здесь он показан в советско-итальянской картине «Подсолнухи» с Софи Лорен. Фото: ww.pastvu.com.
Кстати, если говорить о самом популярном сооружении метро, запечатленным на кинопленке, то это Смоленский метромост. Его снимали даже чаще, чем станцию «Маяковскую». Причина в киногеничности локации: здесь удается запечатлеть облик Москвы, с её разнообразной архитектурой, рекой и передовым транспортом.
А вообще кинематографисты заинтересовались съемками в метро почти сразу же после открытия системы в 1935 году. И первым художественным фильмом, показавшим новую гордость советского народа, стал «Цирк» режиссера Григория Александрова. В сцене, снятой на «Охотном ряду», помимо роскоши «подземного дворца», нашлось место даже комическому эпизоду с невиданной ранее самодвижущейся лестницей-эскалатором.
Станция метро «Новослободская» с её знаменитыми витражами играла в к/ф «Москва слезам не верит» не только себя, но и подменяла «Охотный ряд». Фото: www.neverendingstories27.wordpress.com.
Со станцией «Охотный ряд» связан еще один любопытный эпизод в истории отечественного кино. Эта станция – лидер по количеству переименований. Название «Охотный ряд» она несла с момента открытия в составе первой очереди системы. В 1955 году она стала «имени Кагановича» в честь партийного функционера, руководившего, в том числе, строительством метро.
Новое название пробыло на стенах подземного зала недолго, через два года Каганович потерял былое влияние и станции вернули прежнее имя. Но опять на короткий срок. В 1961 году уже сама улица Охотный ряд исчезла с карт Москвы – её объединили с соседними магистралями в грандиозный проспект Маркса. Соответственно, поменялось и название станции, продержавшееся вплоть до 1990 года.
Когда будете смотреть замечательную картину «Москва слезам не верит», обратите внимание, что в одной из сцен за окном вагона видна надпись «Охотный ряд». Снимая фильм, режиссер Владимир Меньшов возродил характерное название одной из центральных станций подземки. Правда, роль «Охотного ряда» в картине играла «Новослободская».
Подобные подмены – не редкость в кино. Например, в наверное самом романтичном фильме о столице, «Я шагаю по Москве», один из героев уезжает со станции «Университет» в сторону «Проспекта Вернадского». Видимо, чтобы на конечной, «Юго-Западной», пересесть на автобус до Внуково. Но летом-осенью 1963 года, когда велись съемки картины, тот участок линии еще не открыли для пассажиров. Запуск в эксплуатацию отрезка после «Университета» произошел лишь в декабре того же года. В кадре даже отлично видно табло «Посадки нет». Так что режиссер Георгий Данелия с помощью киноаппарата немного подкрутил время вперед, в самое недалекое будущее.
С помощью кинематографа герои «Я шагаю по Москве» отправляются в будущее, туда, где для остальных пока «Посадки нет». www.fb.ru.
Иногда в кино можно увидеть и вовсе несуществующие станции. Как в фильме-катастрофе 2013 года «Метро», где появляется выход со станции «Садовая» на Зубовской площади. Надо сказать, что многие сцены в этой картине вообще снимали в метрополитене Самары.
А когда по ходу действия знаменитых «Дозоров» герой Константина Хабенского перемещался по северной части оранжевой ветки, между ВДНХ и «Свиблово», то затем он неожиданно оказывался на платформах станций метро Санкт-Петербурга «Проспект Просвещения» и «Политехническая».
На Зубовской площади выход из метро пока не построили, хотя в фильме «Метро» 2013 года там расположен вестибюль вымышленной станции «Садовая». Фото: www.en.kinorlum.com.
Подмену использовали и в боевике 1982 года «Огненный лис», где главный герой в исполнении Клинта Иствуда, перемещаясь по Москве, приезжает на «Павелецкую». Но с настоящей «Павелецкой» экранная станция в стиле модерн начала 20-го века не имеет ничего общего, так как сцену снимали в метрополитене Вены.
Московский метрополитен и его пассажиры 1982 года в к/ф «Огненный лис». Фото: www.ru-klukva-ru/livejournal.ru