Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Когда мы думаем о путешествиях по воде из столицы, то сразу представляем увенчанный шпилем грандиозный Северный речной вокзал как отправную точку путешествия. А ведь так было не всегда. Сегодня я расскажу историю других речных ворот столицы, расположенных с противоположной стороны города – Южном речном вокзале.
Фото: www.pastvu.com.
С давних времен люди и товары попадали по реке в Москву именно с юга. Только в 20-м веке, с появлением канала Москва-Волга, появился иной, гораздо более короткий путь с севера. А прежде путешествие от волжских берегов было долгим и трудным. Начиная путь с Волги, суда проходили по Оке, доходили до устья Москвы-реки и только тогда начинали довольно утомительное восхождение вверх по течению к Первопрестольной.
Путь сильно осложнялся мелководьем. Профессор Лапшин, совершивший поездку по Москве-реке в 1840-х годах, писал: «Летом река так мелка, что в иных местах едва стоит вода на 7 вершков». А еще река подмывала свои мягкие берега. Размытая почва, оседая на дно, образовывала неожиданные перекаты и отмели.
На таких препятствиях суда иногда садились так плотно, что приходилось нанимать по 200-250 рабочих и полсотни лошадей, чтобы снять корабль с мели. А порой, не сумев стащить посудину с отмели, её просто бросали на произвол судьбы.
Говорят, что пароходы появились в этих краях едва ли не одновременно с постройкой первого отечественного судна на паровой тяге в Санкт-Петербурге в 1815 году. По некоторым данным, один из пионеров парового дела в России В.А. Всеволожский уже в 1816 году пытался отправить пароходы по Оке и Москве-реке до Первопрестольной.
Что мы знаем более-менее точно – пассажирские перевозки из Москвы в Коломну и далее Нижний Новгород посредством парохода уже точно существовали в 1858 году. Об этом писали «Ведомости московской городской полиции» в разделе объявлений:
«Контора сим честь имеет объявить, что 29 сего апреля в 10 часов утра пароход отправится из Москвы в Нижний Новгород, а потому принимаются пассажиры и кладь всякого рода во все места, лежащие по течению рек Москвы и Оки, о цене за проезд пассажиров и клади можно узнать в Конторе пароходства на Москве-реке близ Краснохолмского моста в доме Рейхенау».
Типичный дореволюционный пароход идёт по Оке близ Касимова. Фото: www.pastvu.com.
Проблемы с глубиной и рельефом дна продолжали сильно осложнять проводку судов. Силы государства были сосредоточены на строительстве железных дорог, поэтому за дело взялись сами владельцы пароходов. В 1870-х годах «Товарищество Москворецкого туерного (то есть буксирного) пароходства» за собственный счет обустроило на Москве-реке систему плотин и шлюзов, позволивших превратить главную водную артерию на пути к Златоглавой в более-менее судоходную.
В дореволюционное время пассажиров по Москве-реке часто возили как дополнение к грузу. Иначе было невыгодно. Пароходы так и классифицировали: «грузопассажирские», где товар стоял на первом месте, а люди на втором.
Суда в основном разгружались и брали товар с людьми в обратный путь у южных подходов к городу. Эта логистическая особенность привела к тому, что именно в тех местах стал формироваться не только порт, но и своеобразный «железный пояс» города – мощная промышленная зона, во многом зависящая от обеспечения по воде.
Первое здание Южного речного вокзала удивляло необычной архитектурой, несмотря на то, что строилось как временное. Фото: www.wi-fi.ru.
Как ни странно, но новый импульс развития московское речное пароходство получило во время разрухи Гражданской войны. Тогда железнодорожное хозяйство страны находилось в глубоком кризисе, что заставило посмотреть на речной транспорт как на вполне реальную альтернативу. Уже в 1920 году регулярное пассажирское движение пароходов вновь связало Москву и Нижний Новогород. Правда, не напрямую, с пересадкой в Рязани.
Переломными в развитии московского судоходства стали 1930-е года. Строительство канала Москва-Волга и последующее мощное обводнение столичной реки привели к развитию речного транспорта в Москве и близлежащих регионах.
На севере столицы возвели грандиозный комплекс нового речного порта с помпезным зданием пассажирского вокзала. Он был призван стать новыми водными воротами главного города страны. Не забыли и про южную часть системы. В районе деревни Кожухово также фактически заново построили грузовой порт, появилось здание Южного речного вокзала – новой конечной точки путешествия в Москву традиционным водным путем.
В отличие от капитального Северного речного вокзала, его южный собрат сооружался как временное здание. Реконструкция Кожуховской гавани могла со временем заставить поменять расположение пассажирского терминала, поэтому его соорудили на насыпи и в основном из дерева. Кирпичной была только внутренняя основа.
Павильон для посадки на суда пригородного сообщения, идущих, например, до Коломны, был выполнен в типичной стилистике сталинского ампира. Фото: www.pastvu.com.
При таких вводных архитектура вряд ли могла пойти дальше традиционного деревянного барака, однако за дело взялся Роман Хигер, один из главных идеологов московского конструктивизма. Благодаря ему здание Южного речного вокзала приобрело свой неповторимый шарм.
Основной двухэтажный корпус удивлял непривычной восьмиугольной крышей и расположенной под ней круговой прогулочной галереей. Там же, на втором этаже, располагался ресторан, к нему вела парадная лестница. На первом – зал ожидания. В зависимости от назначения зоны здания использовали во внутренней отделке различные цвета. Для удобств пассажиров обустроили небольшую гостиницу, ресторан, прочие службы. Расположенный рядом павильон для пассажиров пригородного сообщения был соединен с основным зданием крытым переходом.
Несмотря на предполагаемую временность, деревянный речной вокзал принимал и отправлял пассажиров вплоть до 1972 года. Только тогда его затронула давно задуманная реконструкция района: многополосной дорогой здание «отрезали» от береговой линии. Еще несколько лет бывший речной вокзал служил одним из подсобных помещений института водного транспорта. При сооружении нового корпуса учебного заведения необычное деревянное здание все же пришлось снести.
Ничем не примечательный плавучий дебаркадер служил заменой капитальному зданию Южного речного вокзала в 1970-1980-е годы. Сегодня на этом месте причал «Кленовый бульвар». Фото: www.mos.ru.
Все это время функцию Южного речного вокзала исполнял плавучий дебаркадер, пришвартованный неподалеку. Конечно, долго так продолжаться не могло. Южному речному порту требовался современный пассажирский терминал и такой начали проектировать в 1979 году.
Место для него выбрали теперь на противоположном берегу Нагатинской поймы. Первый теплоход отправился от нового вокзала в 1986 году, в направлении Астрахани. Здание было исполнено в стиле советского модернизма: много стекла, бетона, венчал постройку шпиль в стиле парусника. Пять женских скульптур приветствовали пассажиров со стороны фасада: каждая символизировала одно из морей, до которых можно было добраться, хотя бы теоретически, сев на корабль у причала.
Но подобная красота не спасла Южный речной вокзал от упадка в 1990-е годы. В здании и его окрестностях расцвела розничная торговля. Общая неухоженность района, трудности с наземным транспортом, невозможность достойно провести время в ожидании посадки совсем не стимулировали популярность водных путешествий от этого места. При этом суда продолжали подходить к причалам и довольно долгое время продолжалась традиция отмечать начало навигации именно у южных речных ворот столицы.
Были попытки вдохнуть в задние новую жизнь, но заканчивались они печально. Например, после ремонта 2013 года с фасада исчезли его знаменитые скульптуры. Так было до прошлого года, когда началась долгожданная реставрация здания и облагораживание прилегающей территории.
Вместе с восстановленным зданием речного вокзала будет кардинально реконструирована прилегающая территория. Фото: ww.msk1.ru.
Совсем скоро, к началу сезона речной навигации, Южный речной вокзал, как и его «старший брат» Северный речной вокзал, сможет принимать гостей и станет новой точкой притяжения в Москве. С его открытием завершится формирование речной навигации: суда будут отправляться сразу из двух точек. Здесь появится большая функциональная зона для обслуживания пассажиров, зона отдыха на крыше, смотровая площадка, рестораны, магазины и, конечно, филиал Музея Транспорта Москвы. Вся полезная информация о Южном речном вокзале есть на сайте.
Нам по пути!