18 января 2023

Гараж на конверте

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

В доцифровую эпоху коллекционирование почтовых марок считалось самым популярным увлечением во всем мире. Превратившись из специализированного знака оплаты в самостоятельный ценный предмет, марки составили целые экспозиции-альбомы на самые различные темы. Одной из таких тем стали автомобили.

Фото: www.dzen.ru.

Первая марка с автомобилем, а вернее электромобилем марки «Коламбия», была выпущена в США в 1901 году. К тому моменту коллекционирование марок уже давно превратилось в охватившее сотни тысяч людей популярное увлечение. И появление автомобиля на знаке почтовой оплаты было лишь вопросом времени.

Почтовая миниатюра с традиционным автомобилем, оснащенным двигателем внутреннего сгорания, вышла лишь спустя пять лет, в 1906 году. Причем была выпущена не почтовым, а военным ведомством Австро-Венгрии на территории Боснии и Герцеговины. Тогда эти земли находились под протекторатом австрийцев, и изображенный на марке военный грузовик явно перевозил армейские отправления.  

Первая марка в мире, изображающая самодвижущийся экипаж, была выпущена к Пан-Американской выставке в Буффало. Фото: www.rcforum.ru.

Несмотря на популярность филателистического коллекционирования в Российской империи, первая марка с автомобилем появилась у нас только в 1922 году. Она входила в благотворительную серию, выпущенную для помощи голодающим, пострадавшим от неурожая. На марке отсутствовал напечатанный номинал – стоимость оплаты. Но в советской стране в то время бушевала галопирующая инфляция, и продавать марку по фиксированной цене не имело смысла – она бы мгновенно обесценилась.

В последующие годы автомобили, мотоциклы, тракторы часто гостили на лицевой стороне почтовых марок. Обычно помещенные на знаки почтовой оплаты машины символизировали успехи советской промышленности и скорость перемещения почтовых отправлений современным транспортом. Часто машины не занимали всю площадь рисунка, а служили лишь одним из элементов  миниатюрной композиции. 

Самая первая марка с автомобилем была выпущена на территории России в 1922 году. Фото: www.reform.ru.

После войны новый всплеск интереса к собиранию марок разовьется в 1950-е годы. Усовершенствованные процессы печати позволят издавать марки с использованием нескольких красок, что сильно поднимет ценность миниатюрных изображений в глазах публики. Даже тот, кто раньше не задумывался о коллекционировании, теперь не мог устоять перед красочными миниатюрами. Еще большую популярность приобретают серии марок,, когда в одном выпуске сразу несколько миниатюр разного номинала посвящены той или иной теме: знаменитым личностям, флоре и фауне, и, конечно, автомобилям.
 
Первая специализированная автомобильная серия советских марок появилась на прилавках филателистических магазинов и киосков в 1960 году. Несмотря на кажущуюся красочность, эти марки были напечатаны всего в два цвета. Тем не менее, начало было положено. 

Серия марок 1932 года для оплаты «спешных», то есть экспрессных, почтовых отправлений. Фото: ru.wikipedia.org.

Следующую автомобильную серию выпустили в 1971 году, и здесь можно проследить явный прогресс в изготовлении знаков почтовой оплаты: полноцветную печать, необычную треугольную форму. Вы можете посмотреть на этот ставший легендарным выпуск  в начале статьи.

К тому моменту изготовление коллекционных марок превращается в весьма доходный бизнес для многих государств. Советские марки начинают цениться среди зарубежных коллекционеров. Одновременно рекламируя достижения коммунистического образа жизни.

Воистину знаковый период в развитии отечественной автомобильной филателии наступит спустя два года. Когда почта СССР приступила к выпуску ежегодно продолжаемой серии, посвященной истории отечественного автомобиля. Это начинание удачно совпало с появлением интереса у советского народа к собственной автомобильной истории.

Прежде к старым машинам относились как к ненужному, бросовому хламу. Но в начале 1970-х годов безразличие сменилось на прямо противоположное отношение – по всей стране начали создаваться клубы энтузиастов «авторетро», закипела работа по поиску и спасению редких образцов старой техники. На этом фоне выпуск автоисторических марок пришелся как нельзя кстати. 

В первой серии советских марок, посвященной исключительно автомобилям, были показаны самые современные на 1960-й год модели. Фото: www.filtorg.ru.

Можно сказать, что выпуск именно этой серии, продолжавшейся с 1973 по 1976 год и разошедшейся миллионными тиражами, всколыхнул интерес к автомобильной истории у многих советских мальчишек. Да и взрослых тоже. Ведь никакой доступной литературы по авторетро в те годы не существовало, публикации в прессе были редки. Так что именно марки стали неожиданным популяризатором отечественной автомобильной истории.

Многие машины в той серии были нарисованы в фантазийной раскраске, кое-где присутствовали неточности в деталях и пропорциях. Но они все-таки выполнили свою миссию – показали широкой публике самые знаковые образцы отечественного автопрома.

Начало было положено, и следом с московского почтамта в народ пошли очередные наборы марок, демонстрирующие истоки разнообразных видов общественного транспорта Москвы, пожарное дело и современные грузовые автомобили. Позже эстафету автомобильной филателии подхватила почта уже России. Но это тема отдельного разговора, к которому мы когда-нибудь вернемся. 

Перед вами полный набор марок 1970-х годов, иллюстрировавших фрагменты истории отечественного автопрома. Фото: www.мировыемарки.рф. 

Нам по пути! 

Сайт Музея Транспорта Москвы