Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Сегодня у нас не совсем обычная «Музейная среда». Несмотря на февраль, в городе будто витает весна, поэтому вместо рассказа я предлагаю «прогуляться» по Москве. Разумеется, не просто так, а в поисках живых архитектурных свидетелей транспортной истории столицы.
Фото: www.pastvu.com.
Для начала заглянем в район Российского Государственного Аграрного Университета имени К.А. Тимирязева (Тимирязевки): рядом с ним на Красностуденческом проезде сохранился самый старый в Москве павильон трамвайной остановки. Говорят, что он родом из 19-го века, но к этому утверждению надо относиться с осторожностью.
История павильона началась до пришествия электрического трамвая на улицы Москвы. В конце 19-го века по окраинам Первопрестольной ходили «паровички». Под этим прозвищем скрывался небольшой замаскированный под вагон паровоз, тянувший за собой несколько коночных вагонов. Один из маршрутов парового трамвая проходил от Бутырской заставы до Петровской земледельческой академии. По идее, первый деревянный остановочный павильон появился в районе нынешнего Красностуденческого проезда еще в 1886 году. Но до наших дней дошел не он, а созданный по его мотивам более современный наследник из 1930-х или даже начала 1940-х годов.
В период 1926-1938 годов существовал еще один, промежуточный вариант, спроектированный архитектором Евгением Ширвинским как стандартный для всей Москвы. Дошедший до наших дней павильон тоже был типовым. Вот, что писала газета «Московский транспортник» в апреле 1941 года:
«На трамвайной линии, что идёт по Ногатинскому шоссе, закончено сооружение 4-х пассажирских павильонов для ожидания. Павильоны построены по эскизу, утверждённому отделом внешнего благоустройства и оформления г. Москвы, и представляют собой красивые сооружения. Такой же павильон построен по просьбе коллектива Тимирязевской сельскохозяйственной академии и на остановке «Красностуденческий проезд» в направлении к Михалкову».
Долгие годы исторический павильон пребывал в запущеном состоянии, но пять лет назад его полностью реконструировали. Фото: www.pulse.mail.ru.
Так или иначе, более старой действующей остановочной инфраструктуры, чем у Тимирязевки, в Москве не осталось. Еще одно знаковое для транспортной истории столицы сооружение 1930-х годов – знаменитая правительственная бензоколонка на Волхонке.
Известно, что аналогичную АЗС (вернее, то, что от неё осталось) еще недавно можно было найти на задворках района «Аэропорт». Но её история закончилась в 2014 году, когда при реновации территории заброшенный заправочный комплекс снесли. А АЗС на Волхонке работает по прямому назначению до сих пор, заправляя ведомственные машины благодаря близости к Боровицким воротам.
Интересно, что строительство этой заправочной станции в стиле советского ар-деко началось в рамках сооружения грандиозного Дворца Советов в 1930-х годах. АЗС – это единственное, что осталось от так и не осуществленного проекта.
Причем до сих пор точно не известно, кто являлся автором запоминающегося стиля заправки. Есть мнение, что к созданию облика бензоколонки имела отношение специальная мастерская Моссовета №12, занимавшаяся разработкой городских объектов малых форм. Например, киосков «Союзпечати».
Будущая судьба ретро-АЗС сейчас под вопросом. Возможно, она станет отдельным арт-объектом. Фото: telegram.me.
По другой версии, АЗС была построена по проекту Алексея Душкина, автора высотки у Красных ворот, «Детского мира», а также станции метро «Кропоткинская», расположенной, кстати, по соседству и некогда именовавшейся «Дворцом Советов».
Уникальность комплекса не подвергается сомнениям. Возможно, заправка приобретет новый статус арт-объекта. Пример удачной трансформации бывшего артефакта транспортной истории в культурный центр расположен неподалеку – это, конечно, ГЭС-2. Некогда это красивейшее здание в неорусском стиле служило электростанцией, обеспечивающей энергией московский трамвай.
Трамвай впервые побежал по Москве в 1899 году, но ему не хватало энергии, вырабатываемой Раушской электростанцией, она же ГЭС-1. Для дальнейшего развития сети требовались обособленные мощности, поэтому на пустующем пространстве бывшего винно-соляного двора на Болотной набережной с 1904 года началось сооружение отдельной Трамвайной электростанции. Место постройки было выбрано очень удачное: неподалеку от Раушской станции, которая всегда могла прийти на подмогу, и рядом с крупным трамвайным узлом на Лубянке. В советское время станция на Болотной набережной была отделена от трамвайного хозяйства, но её работа продолжалась вплоть до 2006 года.
Интересно, что на месте Трамвайной электростанции изначально предполагалось возвести аналогичное энергетическое сооружение, но предназначенное для освещения Храма Христа Спасителя. Фото: www.strol.mos.ru.
В культурный проект превратился и Бахметьевский гараж, всемирно признанный памятник советского авангарда, спроектированный Константином Мельниковым в 1926 году. Возведение специализированного гаража для автобусов было жизненно необходимо с момента появления первых пассажирских «Лейландов» на улицах столицы в 1924 году. Площадка, выделенная для отстоя многоместных английских красавцев на Большой Ордынке, оказалась не слишком подходящей. На её непрактичность обратил внимание и Мельников, недавно вернувшийся из Парижа, где отвечал за строительство павильона Советской республики на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности:
«…я выехал на Ордынку и увидел: заграничных щёголей дёргали передним, задним ходом, с бранью пятили, укладывая на ночлег. Жаль стало истраченных слитков золота. В грёзах «Лейланд» рисуется мне породистым конём, он сам ставит себя на своё место в манеже. А машинам? Изъять из движения острые углы — получим прямоточную систему».
Наблюдая за неуклюжими попытками загнать автобусы «в стойло», Константин Степанович вывел проект передового гаража, где машинам не надо было пятится, заезжая и выезжая с ночлега.
Будем честны, не все задумки Мельникова воплотились в реальной постройке Бахметьевского гаража. Пришлось ограничиться одним этажом взамен изначально задуманных пяти. Остался на бумаге и комплексный проект освоения территории в Марьиной Роще: с бензохранилищем, котельной, мастерскими.
Помимо архитектуры, Бахметьевский гараж отличался характерным графическим оформлением, которое само по себе являлась шедевром эпохи. Фото: www.pastvu.com.
Но даже в урезанном виде Бахметьевский гараж стал функциональным прорывом: с многочисленными воротами в торцах, облегчающими въезд и выезд, огромными световыми проемами, которые являлись фирменным почерком мастера.
По прямому транспортному назначению постройка использовалась до 1999 года, а с 2012 года, после реконструкции, здесь разместился «Еврейской музей и центр толерантности».
Вскоре получит новую жизнь и следующий проект Мельникова – «гараж грузовых машин» на Новорязанской улице, 27, созданный архитектором параллельно с постройкой Бахметьевского парка. Здание за Казанским вокзалом имеет свою «фишку»: из-за небольшого размера выделенного участка и его неправильной формы гараж был выполнен Мельниковым в виде полукруга.
Гараж грузовых машин на Новорязанской ул, 27. Фото: www.pastvu.com.
Вплоть до 21-го века гараж на Новорязанской улице, 27 служил домом для автобусов, а сейчас он находится на реставрации, которая перенесет транспортную функцию здания на новый уровень – в нем разместится постоянная экспозиция Музея Транспорта Москвы.
Макет гаража Константина Мельникова на Новорязанской ул, 27 после реставрации. Фото: Музей Транспорта Москвы.
Нам по пути!