1 марта 2023

Московские метрокольца: большие и маленькие

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Мы искренне поздравляем москвичей: наконец-то завершен крупнейший транспортный проект столицы – Большая кольцевая линия метро. О том, что такое масштабное кольцо было жизненно необходимо городу, свидетельствуют многочисленные предложения по созданию подобной линии еще с начала 20-го века.

Фото: www.limonos.ru.

Да-да, метро как такового еще не было, а желание закольцевать Москву в скоростное пассажирское железнодорожное движение уже существовало. 

Первые наметки к Большому кольцу можно увидеть, изучая планы и предложения по строительству московского метрополитена, выдвинутые в самом начале прошлого века. 

Например, в одном проекте 1902 года предлагалось проложить железнодорожное кольцо по Камер-Коллежскому валу – тогдашней границе города. Интересно, что часть того маршрута совпала с современным Большим кольцом. По крайней мере, в северной части окружности: от Рижского вокзала и до Савеловской.

В те времена в прокладке подземных тоннелей по глухой окраине города смысла не видели. Кольцо хотели возвести на обычной железнодорожной насыпи, а там где требовалось преодолеть те или иные препятствия – возвести мосты и эстакады. Но метро в любом виде в дореволюционной Москве так и не появилось – помешала Первая мировая война.

К проекту метрокольца вернулись уже в советское время. Известная нам Кольцевая линия впервые появилась в планах еще в 1938 году и по первоначальному плану в восточной и северной частях она сильно отходила от привычного сейчас расположения. Если бы тот проект был претворен в жизнь, то от «Серпуховской» кольцо пошло бы к «Заводу имени Сталина» (район «Автозаводской»), далее в Лефортово, миновало «Красносельскую», Ржевский (Рижский) и Савеловский вокзалы, стадион «Динамо». И только на подходе к Красной Пресне вернулось бы в привычное русло – чем не Большое кольцо?

Некогда Кольцевая линия тоже могла стать Большой. Фото: www.ru.wikipedia.org.

Интересно, что на станции «Курская-кольцевая», открытой в 1950 году, до сих пор сохранилась настенная плашка с надписью «Курская большого кольца», как рудимент былых планов. Это наследие еще одной идеи – на сей раз Малого кольца метро. Существовал и такой проект, но уже 1947 года. Малое метрокольцо планировали провести под наземным Бульварным, с двумя собственными станциями на Якиманке и Трубной площади, и совместным использованием прочих тоннелей и остановок с перспективными Останкино-Серпуховским и Калужско-Тимирязевским диаметрами. В самом центре Москвы мог получиться мощный пересадочный контур, где пассажиры имели бы возможность сразу на нескольких станциях пересаживаться с помощью кольца на поезда, идущие к окраинам.

Одновременно разрабатывалась возможность сооружения и масштабной полукольцевой линии, с перспективой замыкания в будущем. Она должна была проходить от Филей через Юго-Запад к «Автозаводской», далее в Лефортово и заканчиваться у Преображенской заставы. Это был уже вполне реальный прообраз действительно Большого кольца. Но в перспективных планах метро от 1953 года следов перспективных колец, как больших, так и малых, уже не осталось. 

Возможно, проживи Сталин чуть дольше, что-то из предложенного и воплотилось бы в реальность: до середины 1950-х годов новое жилое строительство и расширение границ столицы не являлись приоритетными задачами при планировании развития города. Соответственно, и метро не предполагалось выносить далеко от центра. 

В плане от 1963 года Большое кольцо рассматривалось в двух вариантах: вынесенное поближе к окраинам (красная линия) и в усеченном варианте (синий цвет). Фото: www.mos.ru.

С приходом к власти Никиты Хрущева ситуация поменялась: новые жилые кварталы стали появляться все дальше и дальше от центра Москвы. К ним тянули радиальные ветки подземки,  забыв на время о проектах новых колец.

Но чем дальше метро уходило от исторически сложившихся пересадочных узлов в центре города, тем серьезнее становились проблемы с трансфером людских потоков. Радиальные ветки начали задыхаться от избытка пассажиров при подходе к Кольцевой линии, сложности были и с пересадками в часы пик. Выход виделся в создании горизонтальных связей между радиальными линиями задолго до их подхода к Садовому кольцу. Своего рода кольцевого пересадочного контура, опоясывающего большинство новых районов столицы.

Уже в начале 1960-х годов были сделаны первые наметки будущей Большой кольцевой линии. Причем сразу в двух вариантах: один напоминал современное Большое кольцо, а другой подходил на две-три радиальные станции ближе к МКАДу на севере и юге города. И хотя строительство Большого кольца было отнесено на далекую перспективу, на некоторых новых радиальных станциях, введенных в строй в то время, уже начали оставлять заделы под пересадку на перспективную линию. А станцию «Каширскую» зеленой ветки сразу сделали двухзальной, в расчете на включение в состав кольца.

В 1971 года постройку Большой кольцевой линии метро наконец включили в Генеральный план развития Москвы. В то время Малую окружную железную дорогу, которая сейчас нам известна как МЦК, не рассматривали в качестве альтернативы традиционного метрополитена. Отсюда большую часть тоннелей Большого кольца метро наметили как раз в местах прохождения железнодорожной окружной. Но не везде. Например, на юге трассу сильно оттянули вниз к границе города, чтобы вписать в нее уже функционировавшие станции «Каширская», «Варшавская» и «Каховская», находившиеся тогда  на конце зеленой ветки.

Три упомянутых выше станции спустя полвека, но все же вошли в состав Большой кольцевой линии. Побывав перед этим и в роли бокового отростка зеленой ветки при её продлении на юг, и в составе отдельной Каховской линии. 

Самая короткая ветка столичного метро в итоге превратилась в участок Большой кольцевой линии. Фото: www.dzen.ru

О том, где еще могла проходить Большая кольцевая линия согласно советскому проекту, нам могут подсказать заделы под возможные пересадки на неё, сделанные при строительстве станций «Октябрьское поле», «Кузьминки» и «Проспект Вернадского». Первые две оказались вне пределов современной Большой кольцевой, а вот «Проспект Вернадского» все же дождался соединения. 

Но дальнейшее продвижение проекта Большой кольцевой линии в жизнь все больше буксовало из-за необходимости направлять силы и средства для сооружения более приоритетных участков метро. 

В конце 1980-х годах идею Большого кольца принялись подменять так называемыми хордами, линиями, которые пересекали бы город наискосок, не заходя в центр. Это была своеобразная идеологическая предтеча МЦД, Московских центральных диаметров. Правда, предполагавшая строительство обособленных подземных трасс со специальными поездами и увеличенной, в отличие от «классического метро», протяженностью перегонов между остановками. Проект выглядел слишком дорогостоящим и неудивительно, что в 1990-х годах о нем позабыли. А вместе с ним и о Большой кольцевой линии. 

Впрочем, во второй половине 2000-х годов идею хорд попытались реанимировать. Правда, в более реалистичном виде и на более близком расстоянии к Кольцевой линии. Например, одним из перспективных направлений хорд считалось «Деловой центр» – «Савёловская». Совсем недавно введенная в строй Некрасовская ветка также изначально проектировались как хорда.

Вид на метро 2010 года из года 1987-го. Здесь пока нашлось место и Большому кольцу, и двум хордам: «Митино-Бутово» и «Химки-Люберцы». Фото: www.nashtransport.ru

При этом на юге столице все же надеялись соединить удаленные микрорайоны большим полукольцом подземки. На самом деле комбинация хорд и кольца выглядела не лучшим вариантом: слишком много отдельной инфраструктуры, слишком много пересадок. Не лучше ли все перспективные направления объединить в одно Большое кольцо?

В итоге было принято окончательное решение о строительстве именно Большой кольцевой линии, которая превратилась в самый крупный проект подобного рода в мире. Ведь до этого момента подземных кольцевых линий метро протяженностью в 70 км еще никто не строил.

Масштабность замысла поначалу вызывала сомнения в успешной реализации проекта в разумные сроки. Высказывались мысли, что Большое кольцо замкнется не ранее 2035 года.

Но мы-то уже знаем, насколько ускорились темпы строительства метро в Москве в последние годы. Поэтому первый участок Большой кольцевой линии от «Делового центра» до «Савёловской)  был открыт уже в 2018 году. А спустя пять лет кольцо замкнулось целиком и теперь мы можем с полным правом заявлять: Большая кольцевая линия введена в строй. Добро пожаловать на самую протяженную в мире линию метро!

Вот так выглядит схема завершенной Большой кольцевой линии – сейчас в нее входит 31 станция. С 24 из них можно пересесть на другие линии метро, Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры. Основа парка БКЛ – инновационные российские составы “Москва-2020”, которые признаны одними из самых комфортных в мире. 

Нам по пути! 

Сайт Музея Транспорта Москвы