Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Сегодня 8 марта – отличный повод вспомнить советские киноленты, где главные героини лихо справляются не только с жизненными обстоятельствами, но и с автомобилями. Сегодняшний рассказ о женщинах за рулем в кино.
Кадр из фильма «Светлый путь», киностудия «Мосфильм».
«Женщины – овладевайте автомобилем, трактором, самолетом!» – популярный призыв 1930-х годов. На деле профессии, связанные с техникой, все еще остались в подавляющем большинстве мужскими. А личный автомобиль в те времена сложно было купить даже при наличии нужной суммы.
Право на частное средство передвижения нужно было заслужить. Получить собственную машину было настолько же фантастично, как и полететь на ней наравне с самолетом. Правда, Любови Орловой в кинокартине «Светлый путь» 1940 года это удалось. Оказаться за рулем машины советская дама могла и отучившись на шоферских курсах, как в предвоенной комедии «Сердца четырех» 1941 года.
Любопытно, что и в «Сердцах», и в «Светлом пути» актрисы управляли машинами, которые нельзя было увидеть на улицах просто так. Скажем, Любовь Орлова летала под сводами павильона «Механизация» ВСХВ на открытой версии «Эмки», которая так и не увидела серийного производства. А героиня Валентины Серовой неосторожно загнала в воду английский родстер «Форд-Префект», проходивший в СССР испытания. На его основе потом сделают советский малолитражный КИМ-10, который тоже не получит продолжения.
Кадр из фильма «Сердца четырех». Киностудия «Мосфильм».
Тема «Женщина и автомобиль» отошла на задний план кинематографа на время войны, да и в первые послевоенные годы оказалась не слишком востребованной на экране.
Лишь к середине следующего десятилетия советские граждане уже вполне могли воспользоваться правом на приобретение личного автомобиля. Правда, купить приличную машину (а приличной считался автомобиль уровня «Победы» и не менее) могли все еще немногие – цены кусались. И появление дамы за рулем часто воспринималось как вызов обществу, что часто демонстрировалось и в кинокартинах.
Авторы фильмов обычно снимали женщину за рулем, когда необходимо было продемонстрировать ее социальный статус и отношение общества к подобным привычкам. Желание советской элиты жить красиво, «не по средствам», жестко критиковалось в фельетонах и на киноэкране. Правда, без особого успеха.
Кинокартин с подобной моралью в отношении женщины за рулем в конце 1950-х годов сняли немало: «Медовый месяц» 1956 года, «Обыкновенный человек» 1956 года , «Шофер поневоле» 1958 года.
Кадр из фильма «Обыкновенный человек», киностудия «Мосфильм».
Когда за руль автомобиля усаживали вполне достойных девушек, которые ставили себе цель и не видели преград, например, героинь комедий «Она вас любит» 1956 года или «К черному морю» 1957 года, то у обычной советской публики все равно оставались вопросы к показанному на экране праздному катанию на автомобилях, которое совсем не сочеталось с реалиями повседневной жизни страны.
Иногда, даже можно сказать совсем редко, девушек приглашали на роли профессиональных шоферов. Выполняя функции персональных водителей на «Победе» или сельском «газике» у важных начальственных персон, они словно демонстрируя, что профессия шофера достойна только самых принципиальных людей, боролись с косностью и недальновидностью своих «хозяев» прямо на рабочем месте. Примеры таких фильмов: «Доброе утро» 1955 года со звездой тех лет Татьяной Конюховой или «Заноза» производства «Грузия -фильм» 1956 года.
В 1960-х годах прежний, довольно тяжелый и нравоучительный, киностиль под напором молодых режиссеров и пришедшей из Европы «новой волны» начал стремительно уходить. На экранах стало больше воздуха, шуток, трюков. Где-то посередине, между прошлым и будущим, оказалась снятая на «Ленфильме» в 1960 году комедия «Осторожно, бабушка!». С блистательной Иной Раневской в главной роли, передвигающейся на старом «Москвиче».
Кадр из фильма «Осторожно, бабушка!», киностудия «Ленфильм».
Первая роль запорожской микролитражки в советском кино была совсем иная. Впервые в отечественном кинематографе личный автомобиль у одной из главных героинь появился исключительно из-за её собственных талантов, а не благодаря происхождению семьи или высокой должности супруга.
Да, это был всего лишь слабенький «Запорожец» подруг из «Три плюс два» 1963 года в исполнении Натальи Фатеевой и Натальи Кустинской, но он говорил о многом. О том, что женщины больше не зависят от мира мужчин, а способны самостоятельно принимать решения.
Нельзя сказать, что эмансипация широкой волной накрыла советский кинематограф. Но то, что женские автомобильные роли стали гораздо разнообразнее, чем прежде – факт.
Например, теперь девушкам позволяли демонстрировать навыки виртуозного управления автомобилем, как в «Кавказской пленнице, или Новых приключения Шурика» 1967 года. Иногда, но это, конечно, исключительный случай, доводя трюки до абсурда: то, что мы отлично видим в «Невероятных приключениях итальянцев в России» 1973 года.
Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», киностудия «Мосфильм».
Настоящая автомобильная жизнь в СССР все же была совсем другая: с поисками надежного мастера по сервису, места для гаража, разрешения прочих ежедневных неурядиц.
Наглядный срез проблемной жизни советского автовладельца отлично показал «Гараж» 1979 года режиссера Эльдара Рязанова, где прекрасный пол составил немалую долю участников гаражного кооператива «Фауна». Мы уже с начальных титров картины можем оценить, насколько разнообразны имущественные и моральные параметры участниц битвы за гаражи. Герои владеют самым широким спектром машин: от древнего «Москвича» и до престижного «Мерседеса». Это был кинематографический нонсенс, намеренно придуманный для более полного раскрытия сюжета. Ведь в реальной жизни владелицы автомобилей женского пола по-прежнему составляли лишь мизерную долю от общего числа автолюбителей.
На этом фильме вполне можно поставить точку в оценке роли женщин-водителей в фильмах советского кинематографа. Все прочие картины, «Москва слезам не верит» 1979 года или «ТАСС уполномочен заявить» 1983 года, лишь подтверждали тезис о том, что автомобиль хоть и вошел в жизнь советской женщины, но не настолько, чтобы это можно было считать массовым явлением.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», киностудия «Мосфильм».
И только начиная с 1990-х годов подобное гендерное неравенство резко пошло на спад. Но это уже тема для другого исследования.
Нам по пути!