26 апреля 2023

«Скорой помощи» Москвы - 125 лет

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко. 

28 апреля отмечается день работников «Скорой помощи». А в этом году столичной службе исполняется 125 лет! Поэтому сегодняшняя «Музейная среда» целиком и полностью посвещена транспорту, который стал одним из ключевых элементов этой непростой и важной службы. 

Фото: www.zvezdaweekly.ru.


Появление в Москве службы «Скорой помощи» датируется 1898 годом. Тогда 28 апреля при Сущевской и Сретенской полицейских частях появились две первые станции для оказания срочной медицинской помощи.

На вооружении каждой станции находилось по одной специализированной карете для перевозки пациентов. Конные фургоны с носилками и простейшим набором средств для оказания первой помощи были куплены на средства купчихи Кузнецовой. Она финансировала работу станций из благотворительных целей.

Организация работы двух скромных станций «скорой помощи» стало переломным моментом для городского здравоохранения. Прежде людей, которые нуждались в срочном врачебном вмешательстве, возили полицейские или пожарные.

Везли, как правило, на обычных извозчиках,  совершенно не приспособленных для транспортировки пациентов в тяжелом состоянии. Оказывать первую помощь ни полиция, ни пожарные тоже не умели – это не входило в их обязанности. В связи с этим процент умерших по пути в больницу был неоправданно высокий. 

Первая и единственная в дореволюционной Москве моторизованная «Скорая помощь» появилась в 1909 году. Фото: www.gruzovikpress.ru.

Но и с появлением полноценной «Скорой помощи» тоже не все было гладко. Вызов кареты строго регламентировали. Например, её нельзя было вызвать частным образом на квартиру. Право заказать подачу «Скорой помощи» имели только официальные лица при исполнении: городовой или брандмейстер. 

В основном «скорую» тех лет вызывали «попавшим под лошадь» или пьяным на улицах – то есть тем, кого полиция хотела как можно быстрее убрать со своего участка во избежание проблем.

Добропорядочные граждане по-прежнему добирались до больницы своим ходом. Чуть позже в список экстренных случаев добавили рожениц, их транспортировала особая служба при «Скорой помощи».

Новый городской медицинский сервис быстро снискал народное одобрение и станции «Скорой помощи» стали появляться по всей Москве: в 1899 году открылись отделения при Лефортовской, Таганской, Якиманской полицейских частях, годом позже при Пречистенском пожарном депо, а потом и на Пресне.

Приписка оперативной медслужбы к полиции и пожарным объяснялась просто: именно эти государственные службы централизованно отвечали за экстренные вызовы и за доставку пострадавших. А в московской медицине тех лет подобного единения не было. 

«Скорая помощь» конструкции доктора Поморцева на выставке в Петербурге, 1913 год. Фото: www.gruzovikpress.ru.

Что касается технологии транспортировки больных, то вплоть до 1909 года в ходу остались конные кареты «Скорой помощи». При этом моторизация уверенно шагала по Российской империи. Появились пожарные автомобили, моторы применялись при развозке почты, а экстренная медицинская служба по-прежнему использовала устаревшую конную тягу.

Нельзя сказать, что попыток перевести повозки медиков на бензин не предпринималось вообще. В 1907 году, например, на Первой Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге французская компания «Лоррен-Дитрих» показала потенциальным российским клиентам специализированную «Скорую помощь». Но автомобиль выходил несравненно дороже привычных лошадей, и предложение осталось без ответа.

Только два года спустя Московская городская управа объявила о желании приобрести специальный автомобиль для службы «Скорой помощи». Выбор пал на изделие немецкой фирмы «Протос». В 1908 году машина этой фирмы отлично показала себя в грандиозной гонке «Нью-Йорк – Париж», проходившей, в том числе, и по обширным землям Российской империи. Возможно, это повлияло на решение приобрести скоростной и надежный «Протос» для ответственной городской службы. Машину приписали к Сокольнической инфекционной больнице. 

«Мерседес» модели 15/70/100PS выезжает на вызов с территории Центральной станции «Скорой помощи». 1928 год. Фото: www.pastvu.com.

На первой «Скорой помощи» за больным обычно выезжали водитель с навыками санитара и фельдшер: их совместных умений вполне хватало для транспортировки пациента в стационар. И лишь когда случай оказывался слишком тяжелым и требовал немедленного медицинского вмешательства, на подмогу на отдельном обычном автомобиле отправлялся врач с необходимым инструментарием.

 Но дальнейшего прогресса в моторизации московской «Скорой помощи» так и не случилось, а в 1914 году единственный специализированный автомобиль этой службы отправили на фронт. 

В ожидании большой войны интерес к медицинским автомобилям начали проявлять военные. Еще в 1913 году на Международной автовыставке в Санкт-Петербурге демонстрировался санитарный автомобиль конструкции доктора Владимира Петровича Поморцева – по сути, первая «Скорая помощь» отечественной конструкции. 

Эта разработка отличалась весьма продуманным оснащением: например, в её комплектацию входила палатка-лазарет для содержания восьми раненых и проведения в полевых условиях хирургических операций. Специализированный кузов на французском шасси «Ля Бюир» построила Московская экипажно-автомобильная фабрика Петра Ильина. 

Доктор Поморцев, как энтузиаст своего дела, был назначен в 1919 году начальником первой станции «Скорой помощи» в уже столичной и советской Москве. А основой парка станции стали переделанные по личным указаниями Поморцева обычные легковые автомобили. 


 

В 1926 году на службу «Скорой помощи» заступили полностью отечественные автомобили постройки московского завода АМО. Фото: www.techinsider.ru.

На 1923 год в парке московской «Скорой помощи» состояло уже 15 машин. Все они были сильно изношены, поэтому в 1925 году в столицу из Германии прибыла партия самых совершенных «скорых» того времени – марки «Мерседес». На десять лет они стали образцом идеальной техники для службы экстренной перевозки больных.

 А с 1926 года на работу заступили и первые полностью отечественные автомобили медпомощи на шасси АМО-Ф15. С той поры и до «Олимпиады-80» практически все машины «скорой помощи» Москвы будут советского производства.

Нам по пути! 

Сайт Музея Транспорта Москвы