Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
15 мая традиционно отмечается день Московского метрополитена. К этому празднику мы подготовили сборник интересных фактов о столичном метро. Но слегка коснувшись истории, все же будем больше говорить о дне сегодняшнем и немного заглянем в будущее, ведь наше метро вовсе не живет только прошлыми заслугами.
Фото: www.paplk.pro.
15 мая 1935 года – день запуска первой ветки Московского метрополитена. Тогда станции столичной подземки впервые открыли свои двери для пассажиров. Жетоны или монетки никуда не опускали: билет покупался в кассе, а затем проверялся при спуске на станцию контролерами. Несмотря на несколько ранних попыток внедрения турникетов, на автоматическую систему прохода станции московского метро начали массово переводить только во второй половине 1950-х годов.
В 1961 году, после денежной реформы, специальные жетоны для оплаты поездки в метро заменили пятиконечными монетами. На «пятаках» метро просуществовало до начала 1990-х годов, когда инфляция заставила заменить их теперь уже пластиковыми жетонами. Далее были картонные билеты с магнитной полосой, потом бесконтактная версия бумажного билета — «Единый».
От бумажных билетов к многофункциональной карте «Тройка» – эволюция оплаты московского метро. Фото: www.m24.ru.
С 2013 года в обращение вошла универсальная карта «Тройка». И именно тогда жизнь пассажира московского метро начала кардинально меняться. Успех у «Тройки» был моментальный, в первую неделю было продано 200 тыс. карт, а уже через 10 месяцев — 1 миллион. По темпу роста популярности карта обогнала мировые аналоги. Благодаря «Тройке» и нашей билетной системе мы практически полностью избавились от очередей в кассы метро.
Станционными кассами для пополнения баланса или покупки билета на 1, 2 поездки как правило пользуются туристы. Большинство же москвичей привыкли, что умную «Тройку» можно пополнить дистанционно: например, через приложение «Метро Москвы» или «Московский транспорт».
Кстати, в московское метро можно попасть без «Тройки» и без физического билета. В ходу оплата банковской картой и телефоном Android с NFC c загруженной картой «Мир», их примет любой турникет. Скоро в метро заработает новый способ оплаты — Система быстрых платежей. После успешного тестирования пассажиры смогут платить по QR-коду прямо на турникете.
В последнее время расширяется применение самой последней инновации: оплата по биометрии. Да-да, открыть турникет одним взглядом – это уже не фантастика, а повседневная практика пассажиров московского метро. Сейчас сервис работает на всех станциях метро и МЦК. С начала 2023 года к оплате по распознаванию лица подключили еще 100 турникетов. Теперь их стало 740, а летом почти четверть всех устройств в метро и МЦК смогут принимать оплату по биометрии.
Символы биометрической оплаты стали уже привычным явлением в метро Москвы. Фото: www.m24.ru.
А теперь снова вернемся в 1935 год и посмотрим на первый участок только-только построенного метро. Что мы видим: 11,2 км трассы и 13 станций. Для Москвы того времени запуск даже столь небольшого отрезка метро являлся невиданным достижением. Построили его с нуля всего за три с половиной года.
Основной прирост протяженности столичного метрополитена пришелся на последние 10 с небольшим лет. Начиная с 2011 года к инфраструктуре метро добавили более 200 км новых линий, 107 станций, построили и реконструировали 11 электродепо. То есть метрополитен вырос более чем в 1,5 раза за этот короткий период.
Вроде совсем недавно, в 2010 году, такой набор линий и станций казался вполне достаточным. Фото: www.metro.ru.
Самый весомый вклад здесь внесла, безусловно, недавно введенная в строй Большая кольцевая линия. Нигде в мире нет такого огромного городского подземного кольца протяженностью 70 км.
Если обратиться к истории, то мы узнаем, что о большом кольце начали задумываться еще в начале 1950-х годов. Но лишь в наши дни жизненно необходимую столичному мегаполису кольцевую транспортную связку наконец смогли реализовать. Важность этого момента можно сравнить только с запуском самой первой очереди метро в 1935 году.
Но было бы неверно думать, что московское метро достигло пика своего развития. Сегодня мы можем наблюдать, как оно вслед за городом продолжает разрастаться и развиваться. Уже в 2023 году запланировано открытие пяти станций на существующих линиях: в Пыхтине, Внукове, на Дмитровском шоссе, в Лианозово и районе Северный. Город с их появлением станет ближе для полумиллиона москвичей и жителей области, а также многочисленных пассажиров аэропорта Внуково. Это, кстати, первый пример, когда московское метро дотянет свою ветку напрямую до аэровокзала.
Новейшая версия схемы московского скоростного транспорта. Впрочем, уже в этом году и её придется дополнять. Фото: www.ideibiznes.ru.
Ждут своего воплощения и три совершенно новые линии: Рублево-Архангельская, Троицкая, Бирюлевская.
Ну и конечно, рассказывая о развитии столичного метро, никак нельзя не отметить поезда. В 1935 году движение открылось всего с 12 составами, выезжавшими из единственного депо. Сейчас же 21 московское электродепо служит домом для более 6000 вагонов. Причем этот парк постоянно обновляется и дополняется.
Совсем недавно вполне привычным явлением были вагоны почти полувекового возраста. Сейчас же большинство поездов московского метро относятся к новейшим поколениям: с 2010 года доля современного подвижного состава метрополитена выросла с 12% до почти 71%, а средний возраст вагонов упал с 22,5 до 12 лет. И это не предел – в 2023 году столичный метрополитен примет 300 вагонов нового типа «Москва 2020», а в последующие годы еще более 500.
Количественные показатели неизменно переходят в качественные: в поездах самого современного семейства «Москва 2020» ехать несравненно комфортнее, чем в вагонах постройки 2000-х годов. Например уровень шума внутри «Москвы 2020» на 15% ниже, а двери почти на треть шире, чем у поездов прошлых поколений. Не говоря уже о том, что сегодня поездка с метро приятнее благодаря встроенной системе кондиционирования и наличии 368 USB-зарядок в поезде.
Самый совершенный поезд столичного метро семейства «Москва 2020». Фото: www.mos.ru.
А если вы желаете изучить новейшую историю и перспективы Московского метрополитена (да и других видов городского транспорта столицы тоже) более подробно, то мы приглашаем вас на нашу выставку «Вы находитесь здесь. Всегда. Сегодня. Послезавтра», в павильон «Транспорт СССР» на ВДНХ. До встречи!
Нам по пути!