Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Могли ли вы представить, что раньше дети управляли кораблями? В Москве, Горьком и Красноярске существовали детские речные пароходства, где учащимся последних школьных классов давали теоретические и практические уроки судовождения. Об этом сегодняшняя «Музейная среда».
Юные водники Горьковского детского речного пароходства. Фото: www.pedagogic.ru.
Чтобы помочь школьникам с выбором призвания и привить интерес к транспортным профессиям, во времена СССР были созданы Клубы Юных Автомобилистов и функционировали Детские железные дороги. Школьники в этих кружках по интересам получали базовые знания о профессиях, навыки управления автомобилем или представление о том, что и как работает на железной дороге. Аналогичная ситуация происходила и с водным транспортом. По всей стране при Домах и Дворцах Пионеров работало около 500 кружков Юных моряков.
Фото: www.fotostrana.ru.
В Москве насчитывалось двенадцать клубов, где ребята изучали устройство судов, штурманское и лоцманское дело, основы навигации и прочие необходимые для судовождения дисциплины. Не считая гораздо более серьезных «Клуба Юного Моряка, Речника и Полярника» и Морской школы ДОСААФ, которые давали не только теоретические знания, но и позволяли подтвердить их на практике во время походов на самых настоящих судах.
Преподаванием науки судовождения занимались настоящие профессионалы. Фото: www.Infoflotforum.ru.
Важность подобной воспитательно-образовательной организации для подготовки юной смены стало рассматривать и Министерство речного флота. В 1950-х годах речной транспорт столкнулся с проблемой недобора кадров. Если молодые люди думали связывать свое будущее с водным транспортом, то обычно смотрели в сторону Морского флота, где и работа престижнее, и корабли больше, да и мир можно было посмотреть. Идея подтолкнуть интерес школьников к речному направлению через специальное детское пароходство показалась весьма перспективной. Так в 1957 году в Москве появилось «Детское речное пароходство». Через год его аналог организовали на Волге при городе Горьком, а затем очередь дошла и до сибирского Красноярска на берегах Енисея.
Ежегодно в ряды юных моряков принимали по 600-700 школьников 6-8 классов, которым в свободное время преподавали судоходную науку. Основными для изучения предполагались профессии рулевого-моториста, электрика и судового радиста.
Пока шел школьный учебный год, курсанты-речники проходили основы будущей профессии в классах на улице Трофимова в районе Южного порта.
«Экватор» – один из трех теплоходов, принадлежавших «Московскому детскому речному пароходству». Фото: www.fleetphoto.ru.
Летом Московское пароходство выделило целых три судна юным речникам для прохождения практики. Это были речные трамваи серии ОМ (Озерный Москвич), предназначенные для пригородного и междугороднего сообщения. В отличие от стандартных теплоходов, работавших на линиях с пассажирами и не имевших имен собственных (только порядковый номер), детские корабли получили звучные названия: «Экватор», «Антарес» и «Отважный». Конечно, в серьезное путешествие брали не всех курсантов, а только самых лучших, на которых можно было положиться в ответственном мероприятии.
Обычно в каждую навигацию выбирался один из трех маршрутов: из Москвы в Горький, Волгоград или Ленинград. По пути делали остановки, где ребята знакомились с достопримечательностями. Но основной задачей был экзамен на способность показать на практике усвоенные знания.
В экзаменационном плавании учащиеся несли вахту посменно: день — рулевым, день — штурманом, день — мотористом, день — на камбузе-кухне и далее три дня — вахтенным при бортах и корме. Только на седьмой день плавания объявляли выходной.
На память о днях, проведенных в плавании по родной стране, у многих курсантов «Московской детского речного пароходства» остались фото в семейных альбомах. Фото: www.pikabu.ru.
Процент выпускников детского пароходства, которые потом продолжали свое обучение в специализированных учебных заведениях речного транспорта, был довольно высок: более 60% курсантов затем навсегда связывали свою жизнь с речным флотом. Всего за советское время школу юных моряков прошли около 15 тысяч московских ребят. Многие потом составили костяк мощной структуры уже настоящего Московского речного пароходства.
С исчезновением СССР масштаб деятельности Детского пароходства снизился, но оно продолжало работать. В конце 1990-х годов детское речное отделение передали Комитету образования столицы, а потом оно вошло на правах филиала в «Московский клуб юных моряков и речников», позже переименованный в «Детский морской центр имени Петра Великого». В этом статусе оно находится и сейчас, продолжая поддерживать интерес к профессии судовождения у юных жителей столицы.
Памятные значки, выпущенные к юбилейным датам истории «Московского детского речного пароходства», сейчас весьма ценятся у коллекционеров. Фото: www.Iv70.narod.ru.
Нам по пути!