Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Недавно Музей Транспорта Москвы закончил реставрацию редчайшего образца столичного таксомотора – универсала «Волга» ГАЗ-24-04. В этом выпуске «Музейной среды» я расскажу об этой машине.
Фото: Музей Транспорта Москвы.
Распространенный пользователь услуг такси – пассажир, который спешит на вокзал или в аэропорт. Обычно вместе с пассажирами путешествует и их багаж.
Хорошо, когда комплект личных вещей можно сложить в один чемодан и удобно разместить его в багажнике такси. А если чемоданов и дорожных сумок несколько? Или надо срочно перевезти детскую коляску, телевизор, велосипед? Перевозка пассажиров с объемным багажом была проблемой для таксистов с самого начала работы сервиса.
В разные времена и в разных странах решали её по-своему. В Англии, например, оставляли свободной площадку рядом с водителем. До 1930-х годов была в ходу откидная решетка над задним бампером. А в африканских странах до сих пор водружают дополнительный багажник на крышу. Самым оптимальным выходом, конечно, стало использование в качестве такси наиболее вместительного автомобиля.
Проблему с перевозкой излишка багажа изначально пытались решить установкой складного переднего сиденья в обычном седане ГАЗ-21. Фото: www.fishki.net.
В Советском Союзе до начала 1960-х годов таксомоторные службы перевозили большие компание или солидные наборы багажа на многоместных седанах и лимузинах ЗИМ или ЗИС-110. в средней части салона этих представительных машин были дополнительные откидные сиденья, которые, если сложить, освобождали место для складирования чемоданов или прочих крупногабаритных вещей.
Таких автомобилей в службе такси было довольно мало. Они обходились дорого в эксплуатации, поэтому поездка в них производилась по повышенному тарифу. К середине 1960-х годов, опоясанные «шашечками», ЗИМы и ЗИСы совсем исчезли с улиц.
К тому моменту было найдено промежуточное решение для перевозки пассажиров с большим багажом: все новые такси «Волга» ГАЗ-21 с 1963 года взамен роскошного переднего дивана получили раздельные сиденья. Правое пассажирское при этом было сделано складным, чтобы можно было откинуть спинку вперед и положить не влезшие в багажник чемоданы.
Выход из ситуации был не самый лучший, учитывая, что уже с 1962 года в Горьком приступили к производству универсалов ГАЗ-22. Отправка грузопассажирских «Волг» в такси помогла бы отчасти разрешить проблему крупного багажа.
Но таксомоторные парки так и не увидели в своем инвентаре ГАЗ-22. Попытки пробной эксплуатации универсальной «Волги» в службе такси также не предпринимались. Дело в том, что моделей ГАЗ-22 создавалось совсем мало, и они сразу уходили по разнарядкам в организации-ведомства или на экспорт.
В Европе грузопассажирские «Волги» пользовались изначально неплохим спросом, сочетая в себе низкую стоимость с весьма вместительным кузовом. Причем настолько вместительным, что в Финляндии в багажное отделение «Волги» монтировали третий ряд сидений, превращая изначально пятиместный универсал в семиместную машину.
Интерьер любой «Волги»-такси получал на заводе обивку из легко очищаемого кожзама, таксометр и зеленый огонек «свободен» в углу лобового стекла. Фото: Музей Транспорта Москвы.
Со временем у советских таксистов появился ГАЗ-24. Новое поколение сразу спроектировали с двумя типами кузова: седаном и универсалом.
Последний создавался в основном для экспорта. Изучив привычки и желания зарубежной клиентуры, грузопассажирскую «Волгу» уже в проекте заложили семиместной. Если заграничные дилеры, переделывая 22-ю на семь мест, монтировали дополнительный диван против хода движения с весьма неудобной посадкой через дверь багажника, то горьковские конструкторы, создавая универсал ГАЗ-24-02, применили гораздо более рациональную компоновку салона: третий ряд сидений не только был установлен привычно, по ходу движения, он также легко утапливался в пол, позволяя получить большую площадку для размещения груза.
В заграничных универсалах третий ряд сидений обычно приписывался к опциям – можно заказать машину с ним, можно без него. А в универсальной двадцать четвертой дополнительный диванчик полагался каждому экземпляру, что делало советскую машину совершенно уникальным предложением.
Доступ на третий ряд осуществлялся через откидную часть среднего дивана. Фото: Музей Транспорта Москвы.
В полномасштабное производство обычный седан ГАЗ-24 запустили в 1970 году. Сразу же в таксопарки направилась и его модификация ГАЗ-24–01, оснащенная таксометром, мотором, приспособленным для работы на более дешевом бензине, обивкой салона из кожзама и зеленым огоньком за лобовым стеклом. Стандартный универсал 24-02 задержался до 1972 года, а его версию для такси 24-04 ждали до 1974 года.
Специальной окраски такси 24-й модели изначально не имели – внешние отличия сводились к шашечкам. Такси могли быть и белые, и серые, и черные, но в основном они были салатно-зеленые. В особый лимонный цвет их принялись красить только в преддверии «Олимпиады-80», стремясь привести униформу советского таксомотора к мировым стандартам.
К тому моменту, как вспоминали ветераны московского транспорта, универсалы ГАЗ-24-04 составляли уже примерно 10% всего московского таксопарка.
Со временем эти удобные машины начали исчезать с улиц. Причин было несколько. Во-первых, Горьковский автозавод не мог поставлять в таксопарки достаточное количество универсалов. Годовая программа всех грузопассажирских «Волг» составляла всего 2500 штук. Из них в такси отправлялось примерно 500-600. Это количество приходилось на всю страну. Общий выпуск ГАЗ-24-04 за 15 лет производства составил лишь 8605 экземпляров.
Во-вторых, выяснилось, что в большинстве случаев универсалы-такси используются, как и обычные седаны, перевозя одного-двух пассажиров налегке. Их расширенными возможностями по перевозке дополнительного багажа пользовались крайне редко. Даже при острой необходимости 24-04 было непросто поймать в уличном потоке или на стоянке такси среди многочисленных обычных седанов.
В-третьих, для содержания универсалов нужно былоиметь на складе определенный запас оригинальных запчастей, что при их небольшом количестве не оправдывалось экономически.
Необходимость иметь на складе комплект запчастей для оригинальной задней части кузова также повлияла на постепенный отказ таксомоторных парков от практичного универсала. Фото: Сергей Лукьянов, Музей Транспорта Москвы.
В итоге несомненно удобная и практичная модель не выдержала проверку жизнью: постепенно таксопарки стали отказываться от универсалов.
В то же время Горьковский завод продолжал выпускать универсалы-такси 24-04 вплоть до 1988 года. Правда, собирая их год от года все в меньших количествах. В середине 1980-х годов была проведена крупная модернизация базовой «Волги», получившей индекс 24-10 (версия седана-такси 24-11). Следом взялись за обновление универсалов, прописав в обновленном семействе и таксомоторный 24-14. Но из-за отсутствия спроса выпуск модернизированного универсала-такси прекратился в самом начале производства.
Оставшиеся на службе 24-04 после выработки ресурса практически полностью ушли на металлолом. Кроме, пожалуй, только одной машины, которую после списания передали в ведомственный музей такси при 19-м столичном парке на Ташкентской улице еще во времена СССР. Этот экземпляр был вдвойне уникален, так как представлял собой образец самых первых партий модели, выпущенных до 1978 года.
Модернизированный таксомотор-универсал ГАЗ-24-14 выпустили в таком небольшом количестве, что от него почти не осталось даже снимков. Фото: www.rcforum.ru.
В постперестроечные времена 19-й таксомоторный парк прекратил свое существование, а его коллекция исторических такси распространилась по разным местам. Универсал ГАЗ-24-04 таким образом оказался в собрании будущего Музея Транспорта Москвы, где после долгих лет ожидания прошел капитальную реставрацию и теперь может предстать перед посетителями музея в своем первозданном и уникальном облике.
Нам по пути!