Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
В эти дни 86 лет назад состоялся знаменитый беспосадочный перелет из СССР в Америку через Северный полюс, осуществленный советским экипажем под командованием Валерия Чкалова. Хороший повод вспомнить ту эпоху, когда один за другим свершались мировые авиационные рекорды.
Фото: www.gunsfriend.ru.
1930-е годы – эпоха, когда авиация переходила от героических полетов энтузиастов-одиночек к вполне осмысленным рекордным достижениям во имя прогресса.
За авиационные достижения советской страны в те времена отвечали три летающих «богатыря»: спокойный и рассудительный Михаил Громов, вспыльчивый и заносчивый Сигизмунд Леваневский и отчаянный воздушный лихач Валерий Чкалов. Совершенно непохожие друг на друга люди, с разными судьбами. Из них только Громов переживет ту героическую эпоху. Леваневский сгинет в Арктике при попытке повторить полярные перелеты товарищей в 1937 году на самолете иной конструкции: не найдут ни экипаж, ни самолет. Чкалов разобьется при испытании нового истребителя год спустя, став бессмертной легендой.
За спинами воздушных богатырей стоял еще один выдающийся человек: пока не легендарный, но уже вполне зарекомендовавший себя авиаконструктор Андрей Туполев. С чертежной доски именно его конструкторского бюро сойдет тот самый самолет-рекордсмен, рабочая лошадка советских первопроходцев – одномоторный АНТ-25, он же РД («Рекорд дальности»).
Андрей Туполев (справа) с экипажем самолета АНТ-25 «Сталинский маршрут», 1936 год. Фото: Михаила Калашникова.
Идея создания самолета, способного побить мировой рекорд дальности, пришла в 1931 году из ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института). Про трансполярный полет тогда еще никто не думал. Важно было в первую очередь показать, что СССР может создавать авиатехнику не только не хуже признанных мировых образцов, а даже превосходить их.
На рубеже 1920-1930-х годов планка самого дальнего беспосадочного перелета обновлялась примерно раз в два года. Последним достижением стал перелет американцев Бордмана и Поланда летом 1931 года: вылетев из Нью-Йорка и приземлившись в Стамбуле, они закрепили за собой достижение в 8066 км. Советский самолет проектировали с расчетом на перекрытие мирового достижения сразу в 1,5 раза. То есть АНТ-25 должен был пролететь без посадок не менее 13 тысяч километров.
В реальности при первых тестовых полетах выяснилось, что советский рекордсмен не дотягивает не только до поставленной задачи, но и пасует перед уже существующими рекордами. Его предел дальности не превышал 7200 км. Но это лишь раззадорило советских летчиков и конструкторов. Новые карбюраторы, измененный привод винта, обтяжка стального гофрированного корпуса авиационным полотном с последующей лакировкой и полировкой все же довели параметры самолета до расчетных.
Первый рекордный зачет АНТ-25 сдал 10-12 сентября 1934 года. Экипаж под управлением летчика-испытателя ЦАГИ Михаила Громова, непрерывно кружа по кольцу Москва-Рязань-Харьков-Москва, пролетел за 75 часов 12411 км. Это было много дальше последнего мирового достижения, установленного французским экипажем при перелете из Нью-Йорка в Сирию летом 1933 года. Они преодолели 9104 км.
Освоение полетов через Северный полюс сулило немалую экономию времени, в сравнении с использованием североатлантической трассы. Фото: www.aeternamemoria.ru.
Но самоотверженная работа советского экипажа была отмечена только советским правительством: в мировых чартах достижение не признали, так как комиссары Международный авиационной федерации не участвовали в подготовке полета и не наблюдали за его проведением. Кроме того, по мировым правилам рекордом дальности считалось расстояние, пройденное из точки А в точку Б по прямой, а не наматывание кругов над родным аэродромом. Тогда в дело вступил герой полярной авиации, первый летчик, пытавшийся долететь до затерянной во льдах экспедиции парохода «Челюскин», Сигизмунд Леваневский.
Эпопея с «Челюскиным» сделала полярных летчиков настоящими кумирами своей страны, и Ливанский предложил удивить мир очередным покорением Арктики: пролетев без посадки из Москвы в Америку через Северный полюс. И в августе 1935 года АНТ-25, взлетев с удлиненной специально под этот полет полосы Подмосковного аэродрома Щелково (ныне Чкаловский), взял курс на Северный полюс и далее до Сан-Франциско. Но рекордный полет пришлось прервать уже над Баренцевым морем. Двигатель стал плеваться маслом на стекла кабины, и экипажу приказали возвращаться домой.
Леваневский был невероятно раздосадован. В его успехе настолько не было сомнений, что заранее даже выпустили почтовую марку с портретом командира-героя межконтинентального рекордного перелета. Всю свою злость Леваневский выплеснул на самолет и Туполева, обвинив его в саботаже полета. А причина неисправности оказалось проста: механики от души залили масла в двигатель, и его начало выкидывать наружу.
Внутреннее пространство АНТ-25 не предполагало свободы перемещений, там было невозможно даже встать в полный рост. Фото: www.aviadejavu.ru.
Решено было сначала потренироваться над северными окраинами родной страны, а после выносить претензии на мировой уровень. О полете Леваневского на АНТ-25 больше не могло быть и речи. Поэтому «Сталинским маршрутом» (о чем говорила надпись на фюзеляже самолета) в июле 1936 года отправился экипаж под командованием другой звезды советского воздушного флота – летчика-испытателя Валерия Чкалова. Он был совершенно бесстрашным, мог летать максимально прижимаясь к земле, творить с самолетом самые невероятные фигуры высшего пилотажа. Неудивительно, что именно Чкалову доверили возглавить первый в стране воздушный парад 1932 года над Красной площадью.
Экипаж АНТ-25 достойно выполнил задание: через 56 часов непрерывного полета сделал разворот над Камчаткой и направился к Хабаровску. Но в итоге из-за плохих метеоусловий пришлось делать экстренную посадку на остров Удд в Охотском море.
В первом приближении попытка рекорда удалась: 9375 преодоленных беспосадочных километров безоговорочно претендовали на мировое первенство. Но официально достижение зарегистрировать опять не удалось. По прямой от Москвы до затерянного острова насчитали всего шесть тысяч километров. Зато этот полет открывал дорогу к очередной попытке достигнуть Америки через Северный полюс.
Экипаж Чкалова в новом штурме Арктики отправлялся в неизведанное первым. Его задача состояла в достижении Американского континента любой ценой. Попутно необходимо было изучить ветра, погодные условия и прочее для более просчитанного и идущего на настоящий рекорд самолета Михаила Громова, который предполагалось запустить в полет несколькими неделями позже.
Интересно, что Громов, не слишком очарованный полярной авантюрой и предпочитавший более надежные решения для достижения мирового первенства, предлагал свой вариант полета.
Встреча экипажа Чкалова в Москве превратилась в настоящий народный праздник. Фото: www.pastvu.com.
Михаил Михайлович считал, что гораздо проще и безопаснее набрать необходимые для рекорда километры, долетев из Москвы в Южную Америку, конкретно до Бразилии. Этот вариант также прорабатывался наряду с арктическим маршрутом. Но, по словам Громова, бразильское правительство не дало СCCР разрешение на пролет по своей территории. Тогда Громов попытался переориентировать конечную точку маршрута на Французскую Гвиану, но и этот вариант тоже не прошел. В итоге остался первоначальный вариант с Северным полюсом. На самом деле он был наиболее подходящим с точки зрения освоении Арктики.
18 июня 1937 года экипаж во главе с Чкаловым разогнал со стартовой горки предельно заправленный АНТ-25 и взял курс на Север. Подробности полета опустим. Кому интересно, советую посмотреть фильм «Чкалов», снятый после гибели летчика в 1941 году. В нем достаточно честно и подробно показаны трудности дальнего полета в экстремальных условиях: обледенение, минимальная видимость, кислородное голодание. Причем в АНТ-25 не было предусмотрено даже минимальных удобств, кабина не отапливалась и невозможно было разогреть еду. Как вспоминали летчики, запасенные в полет продукты и термосы очень быстро остыли, и единственное, что оставалось съедобным – палка копченой колбасы.
При этом самолет нельзя было снижать ниже определенной высоты, чтобы потом не вызывать сомнений у комиссаров международной федерации. На АНТ-25 были установлены опечатанные барометры для контроля незапланированных посадок.
Память о знаменитом полете Чкалова чтят и в США: в 1975 году, в разгар международной разрядки, памятный знак был установлен на месте посадки АНТ-25. Фото: www.archives.orb.ru.
Спустя 63 часа и 9130 километров измотанный экипаж все-таки совершил посадку на военном аэродроме города Ванкувер в штате Вашингтон. Несмотря на восторженные отзывы в мировой прессе и признание советских летчиков звездами планетарного масштаба, рекорд с первого раза получить не удалось. Хотя по расчетам штурмана самолет преодолел 9305 км, по правилам международной федерации расстояние между крайними точками маршрута составило всего лишь 8582 км.
Когда улеглась первоначальная шумиха, по тому же маршруту 12 июля стартовала вторая воздушная экспедиция. Точно просчитав расход топлива с учетом информации, добытой героическими первопроходцами, Михаил Громов сумел довести советский самолет до южной точки штата Калифорния, показав заветные 10148 км. Мировой рекорд дальности признали за СССР.
Достижение советских летчиков настолько потрясло авиационную общественность Запада, что сразу начались попытки оспорить результат. Менее чем через год после результативного полета Громова из Египта в направлении Австралии отправилось три специально подготовленных английских бомбардировщика «Виккерс». Двум из них удалось достичь Западного побережья Зеленого континента и побить советский рекорд. Правда, британский рекордный полет происходил по уже освоенной даже коммерческими авиалиниями трассе.
Тот самый АНТ-25 Чкалова до сих пор хранится в мемориальном музее легендарного летчика на его родине в Нижегородской области. Фото: www.russianplanes.net.
Вот такая непростая история покорения неба над Северным полюсом. Героическое достижение советских летчиков, рискнувших пролететь почти 6000 км над безжизненной зоной вечных льдов, не имея возможности для экстренной посадки или получения помощи в случае форс-мажора навсегда останется в памяти как настоящий подвиг.
Нам по пути!