28 июня 2023

Автобус спешит на помощь

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

А вы знаете, что московские автобусы подменяли другой транспорт на время реконструкции городской инфраструктуры еще 115 лет назад? К юбилею предвестников всем известных сегодня компенсационных маршрутов – КМ – наша сегодняшняя статья.

Фото: ГУП «Мосгортранс».

Мы уже привыкли, что когда ветка метро или отдельная станция закрываются на ремонт, на соседних улицах сразу организовывают автобусы с буквами КМ в обозначении маршрута. А теперь представьте, что подобная замена впервые появилась на московских улицах аж в 1908 году. 

Тогда, конечно, никакого метро еще не существовало. Были проекты и планы, но возили москвичей только трамваи и конки. Последние уже отживали свое: в Москве завершался второй (потом был и третий) этап коренной реконструкции сети городских железных дорог. На замену конке постепенно приходил трамвай, вытесняя транспорт прошлого с маршрутов.  

Перевод рельсового хозяйства с конной тяги на электрическую происходил непросто. Это была капитальная работа с полной реконструкцией инфраструктуры, в ходе которой не только подвешивалась контактная сеть, но и заменялась рельсовая колея. Ведь отягощенный электрооборудованием трамвай был заметно тяжелее конки и требовал усиления основания путей. В Петербурге, к слову, в то время тоже запускали трамвай, и ради светлого электрического будущего пришлось менять не только рельсы, но и часть мостов над реками и каналами. 

Для временной компенсации рельсового транспорта на период реконструкции Московская городская управа приобрела большой «автомобиль-омнибус» немецкой фирмы «Бюссинг». Фото: www.pulse.mail.ru.

Трамвайное движение постепенно организовывали с конца 19-го века. И при закрытия того или иного участка городские власти не предусматривали специальных дополнительных маршрутов. В центре города всегда можно было найти альтернативный способ передвижения, включая извозчиков и конные омнибусы. Да и по своим размерам Москва тогда помещалась в пределах Садового кольца.

В середине 1908 года очередь дошла до переделки довольно протяженного участка рельсового транспорта Театральная площадь – Болотная площадь – Серпуховская и Калужская заставы, и вот тут возникла проблема. После пересечения Москвы-реки и далее по Полянке линия шла обособленно, располагаясь довольно далеко от прочих транспортных связей города. Да и расстояние она преодолевала приличное.

Тогда городская управа задумалась о подмене конки на время ремонта, и решила для этой цели приобрести автобус немецкой марки «Бюссинг». Этот вид транспорта на тот момент был совершенно новый и непривычный. В самой Москве автобусных маршрутов еще просто не существовало. Но с 1907 года работала одна пригородная автобусная линия: от Камер-Коллежского вала до Останкино. 

Изображение первого автобуса Москвы на рекламном плакате официального продавца продукции заводов «Бюссинг». Фото:  www.gruzovikpress.ru.

Таким образом, первый компенсационный маршрут Москвы, запущенный в июле 1908 года, заодно стал и первым автобусным маршрутом города. Забегая вперед, скажем, что продолжения не последовало. Регулярное движение автобусов по Москве начнется только в 1924 году. 

Предубеждение московских властей насчет дальнейшего развития автобусного сообщения заключалось как раз в его выгодности. Тот самый подменивший конку компенсационный «Бюссинг» при затратах на эксплуатацию в 20 целковых приносил ежедневный доход до 130 рублей. При этом он не требовал ни отдельных путей, ни подачи электроэнергии в сеть, ни присмотра за всем этим сложным и затратным хозяйством. Нужно было только заливать бензин да своевременно обслуживать саму машину.

Городские власти увидели в автобусе потенциальную угрозу для трамвая, в развитие которого вложили приличное количество денег. Поэтому вплоть до революции любое ходатайство об организации автобусного движения в Москве моментально отметалось. В пригородах – пожалуйста, в самом городе – увольте. 

Автобус отлично справлялся с работой, и на временный маршрут к осени 1908 года поставили еще две машины. Фото: www.gruzovicpress.ru.

Тем не менее пока строился трамвай, Городская управа решила улучшить регулярность движения на компенсационном маршруте. И осенью 1908 года еще два моторных омнибуса запустили на трассу. Там они и трудились вплоть до окончания работ на участке, обеспечивая людей подменным транспортом. Точь-в-точь как это сегодня делают компенсационные автобусы с буквами КМ в обозначении маршрута.  

Нам по пути! 

Сайт Музея Транспорта Москвы