26 июля 2023

«Ретрорейс»: как это было

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

В День Московского транспорта Воробьевы горы вновь объединили горожан на фестивале «Ретрорейс». Посетители увидели городской, специализированный и личный транспорт, который ездил по дорогам Москвы в 1970-80-е годы. Всего было продемонстрировано более 120 единиц ретротехники, а в ралли по городу участвовали 80 классических авто. В этом году в заезде приняла участие и команда Музея Транспорта Москвы. Давайте вспомним, как это было. 

Фото: Сергей Лукьянов, Музей Транспорта Москвы.

Раннее воскресное утро. На проспектах и аллеях вокруг Воробьевых гор непривычное оживление. Среди редких в эти часы машин вдруг промелькнул выкатившийся из гаража «Москвич» 1960-х годов, прожужжал оппозитным мотором воздушного охлаждения «Фольксваген-Жук» и прервал тишину резким криком мощного двигателя спорткар.

На остановке у станции метро «Университет» оживление: идет посадка в автобусы 1970-1980 годов. Современные синие почтительно уступают дорогу автобусам-старичкам. Именно они сегодня несут вахту по перевозке пассажиров на фестиваль «Ретрорейс». Люди ожидают посадку и встречу с ароматами детства: терпким запахом нагретого на солнце винила обшивки сидений и еле ощутимого запаха бензина. Со всем этим ассоциировались поездки в городском транспорте несколько десятилетий назад.  

Ретро-автобусы в ожидании пассажиров. Фото: Сергей Лукьянов, Музей Транспорта Москвы.

В салоне «лунохода» ЛиАЗ-677 стоят кассы-копилки. Но опускать пятачок в прорезь и отрывать себе билет не надо — трансфер между метро и местом проведения фестиваля абсолютно бесплатный, как и вход на сам фестиваль.

Что такое «Ретрорейс» среди множества других событий в столичной жизни? Это незабываемое путешествие в прошлое московского транспорта. Возможность не только увидеть, но и прочувствовать жизнь москвича XX века. Полюбоваться на легковые машины, грузовики и автобусы уже почти забытых форм. Прослушать лекции и экскурсии среди экспонатов прошлого. А если ты в мире автомобильного ретро не новичок и даже располагаешь собственной машиной тех лет, то и принять участие в ралли «На семи холмах», старт которого происходил здесь же — на Воробьевых горах. 

Чехословацкая «Татра-87» приехала на «Ретро-Рейс» из Тулы. Фото: Сергей Лукьянов, Музей Транспорта Москвы.

Среди участников ретро-ралли можно было встретить и иностранные машины: «Мерседесы», «Ягуары», «Порше»… Во времена Советского Союза автомобили-иномарки были совсем не редкостью на столичных улицах. На них перемещались дипломаты, туристы, да и некоторые граждане предпочитали отечественным маркам модели заграничного автопрома. И вот теперь, перед стартом ретро-ралли мы можем оценить, как смотрелись «Волги» и «Москвичи» на фоне зарубежных машин, как советские люди реагировали на эти четырехколесные чудеса, гостившие на столичных улицах и проспектах.

На центральных аллеях разместилась выставка Музея Транспорта Москвы. Там гости могли рассмотреть известные по прошлым мероприятиям экспонаты и впервые представленные публике за пределами фонда хранения коллекции. 

Крохотный тротуароуборщик ТУМ-975. Фото: Сергей Лукьянов, Музей Транспорта Москвы. 

На этот раз звездами выставки стали недавно отреставрированные гидравлический подъемник на шасси грузовика «Стар», специальный автомобиль на агрегатах МАЗ и ЗИЛ, крохотный механический уборщик ТУМ-975 и такси-универсал ГАЗ-24-04. А чуть дальше скромно стоял бело-синий автобус ПАЗ-652 – единственный ходовой образец этой модели в мире. 

Стар-28 на фестивале «Ретрорейс». Фото: Сергей Лукьянов, Музей Транспорта Москвы.

Отдельным рядом стояли совершенно необычные машины — представители очень популярного в 1970-1980-х годах движения «Самавто». То есть автомобили системы «Сделай сам», продукт творчества самодеятельных конструкторов.

Помимо автомобильных редкостей, которые были главными действующими лицами «Ретрорейса», на фестивале мы стремились показать и образ жизни советских людей полвека назад.

В клубе поддержки фестиваля работали палатки с Московским мороженым, под шатром расположились продавцы советского антиквариата, а для самых маленьких посетителей предоставлялась возможность погонять на педальном «Москвиче». Ребята постарше могли попробовать себя в автомоделировании, создавая 3D машины из картона или пластилина. И это далеко не все активности, которые можно было увидеть на «Ретро-Рейсе».

Вечером гости фестиваля смогли посмотреть несколько номеров из мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой» — романтического спектакля, основанного на хитах легендарного бит-квартета «Секрет», который с успехом идет в Театре МДМ. Фото: Сергей Лукьянов, Музей Транспорта Москвы.

Словом, если вы вдруг по какой-то причине не смогли посетить в этом году «Ретрорейс», обязательно ждем вас в следующем году. Ориентир прост – День Московского транспорта, который отмечается в начале июля. 

Нам по пути! 

Сайт Музея Транспорта Москвы