Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
31 июля главный городской перевозчик Москвы празднует 65 лет. Как в 1958 году был создан «Мосгортранс» и какие изменения привнес в городскую среду – об этом читайте в нашей статье.
Фото: ГУП «Мосгортранс».
Само сокращение «Мосгортранс» (тогда он правда именовался «Главмосгортранс») вошло в обиход гораздо позднее — с 1980 года. Прежде организация, ответственная за организацию работы городского наземного транспорта Москвы, именовалась Управлением пассажирского транспорта Мосгорисполкома — УПТМ. А появилась она как раз в 1958 году, когда под одной вывеской объединили Трамвайно-троллейбусное управление и управление пассажирского автомобильного транспорта, отвечавшее за автобусное сообщение.
Сведение всех видов наземных перевозок в одну организацию позволило подвести комплексный подход к развитию городского столичного транспорта, оптимизируя его по затратам. До этого за обустройство троллейбусных остановок отвечала одна организация, а соседних автобусных — другая. Объединение наземного транспорта под одной вывеской помогло исключить подобное ненужное дублирование.
УПТМ, как и сейчас «Мосгортранс», представлял собой крупнейшее в стране предприятие по организации пассажирских перевозок. В его состав входили, помимо парков наземного городского транспорта, различные службы движения, ремонтные заводы, тяговые подстанции и даже свое строительное управление.
Москва за последние 100 лет повидала немало типов автобусов. С 2009 года в столицу поступают только комфортные низкопольные модели. Фото: www.moskva.bezformata.com.
Структура пассажирских перевозок в середине прошлого века кардинально отличалось от современной. Скажем, при общей доле наземного городского транспорта, достигавшей трех четвертей от всего пассажиропотока, на автобусы приходилось не более 8%. А основную долю, превышавшую даже объемы перевозки метрополитена, брал на себя считавшийся безнадежно устаревшим трамвай.
Лишь в 1960-е годы пропорция начала меняться, и автобусы, прежде использовавшиеся в основном для маршрутов на окраины и в Подмосковье, начали повышать свою долю в структуре пассажирского транспорта.
Современный транспорт Москвы тоже кардинально отличается от того, который ходил по улицам города даже десять лет назад. Вроде бы совсем недавно мы перемещались на автобусах с высокими ступеньками и стояли в очереди на проход через турникет-валидатор. Помните такое? Кажется, это было давно, но свободный вход во все двери общественного транспорта внедрили пять лет назад — в 2018 году.
За прошедшее время «Мосгортранс» и московский транспорт претерпели колоссальные изменения. Кардинально обновлен автобусный парк, полностью пересмотрена система маршрутов, ушли в историю троллейбусы, а современные трамваи в 2021 году были переданы под опеку метрополитена.
Современный «Мосгортранс» — это прежде всего автобусы, и, конечно, новейший вид московского транспорта — экологически безвредные и бесшумные электробусы.
С октября 2021 года «Мосгортранс» развивает уникальный сервис персонализированных перевозок «По пути». Небольшие автобусы под таким лейблом работают в Троицком и Новомосковском административном округе, а также обслуживают инновационный центр «Сколково».
Пассажир сам заказывает автобус по интернету к подаче на обозначенную остановку. Этот принцип особенно полезен для небольших городских поселений, где организация полноценного автобусного маршрута нерациональна.
Небольшие автобусы сервиса «По пути» удачно решают проблему транспортного обеспечения в районах с небольшим пассажиропотоком. Фото: www.transport-russia.ru.
Также в структуре «Мосгортранса» набирают популярность дальние магистральные рейсы. Это комфортабельные междугородние автобусы, следующие в Новомосковск Тульской области, в Геленджик и Ялту.
Ну и конечно, нельзя не упомянуть службу «Социального такси» для маломобильных категорий граждан. В прошлом году парк машин и автобусов, приспособленных для инвалидов, фактически почти удвоился и достиг 150 единиц.
Но «Мосгортранс» — это ведь не только сами автобусы, это еще и сопутствующая инфраструктура. В юбилейном году «Мосгортранс» подготовит для водителей автобусов 10 новых пунктов отдыха на конечных станциях. А для пассажиров на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе СВАРЗ, входящем в структуру «Мосгортранса» за прошлый год собрали почти тысячу остановочных павильонов нового типа. Это вдвое больше, чем установили в 2021 году. Здесь же, на СВАРЗе, с 2021 года работает производственная площадка ПАО «КАМАЗ», на которой собирают отечественные электробусы.
Красивые павильоны для ожидания транспорта уже стали визитной карточкой московских улиц. Фото: www.tvc.ru.
Словом, несмотря на почтенный юбилей, столичный перевозчик не почивает на лаврах, а продолжает целенаправленно обновлять как подвижной состав, так и сопутствующую ему инфраструктуру. Например, средний возраст автобусов и электробусов «Мосгортранса» сейчас составляет всего 4.5 года.
Ну, а нам остается только пожелать дальнейших успехов нашему любимому «Мосгортрансу». Думаю, что к нашим пожеланиям также присоединятся около трех миллионов пассажиров, которые ежедневно передвигаются по 700 маршрутам наземного городского транспорта на 6.6 тысячах автобусах и электробусах «Мосгортранса».
На Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе на площадке ПАО “КАМАЗ” собирают электробусы, которые потом передают в эксплуатацию Мосгортрансу. Фото www.organizacii.mwmoskva.ru.
Нам по пути!