Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Ровно 100 лет назад в СССР возобновился выпуск велосипедов. В этой статье я расскажу, чем был велосипед для советских граждан и о выставке «Как это все закрутилось», которую Музей Транспорта Москвы открыл на Хлебозаводе.
Фото: ВКонтакте.
Конечно, велосипеды и их поклонники существовали и раньше, еще в Российской империи, но развлечение это являлось слишком дорогим и не всем было по карману.
Велосипеды в царской России не только продавали, но и производили. Их выпуск начался в конце 19-го века, фактически сразу с началом моды на велосипедные моционы.
Велосипеды производили, например, фабрика «Дукс» в Москве или «Лейтнер» в Риге, но Первая мировая война и последующие революционные вихри завершили устоявшееся производство. В результате вывезенное в порядке эвакуации рижское предприятие обнаружило себя в Харькове — будущей велостолице советской страны. В первые годы индустриализации на почетный титул главного велосипедного города страны претендовала Москва.
Довоенная классика советского велосипеда — мужская модель МД-1 Фото: Андрей Мятиев.
Именно в столице еще в 1928 году постановили возвести Московский велосипедный завод — будущий флагман отечественной велоиндустрии. Страна в тот момент претерпевала коренные преобразования: строилась Магнитка, возводился Днепрогэс. Иностранные специалисты помогали стране приобрести отрасли, которых в царской России не было, например, авто и тракторостроения. В этот же ряд стратегически важной техники вписался и велосипед.
Двухколесный транспорт в те времена использовались не только для развлечения. В СССР был дефицит моторного транспорта и там, где пока не могли дождаться мотоцикла или автомобиля, выбирали велосипед. На них передвигались, например, почтальоны и милиционеры, военные и врачи.
Для того, чтобы не изобретать советский велосипед заново, его решили приобрести у зарубежных специалистов, а точнее у прославленной фирмы БСА.
Строительство велозавода близ Камер-Коллежского вала в районе Симоновой пустоши завершилось только в 1933 году. Первые московские велосипеды копировали британскую модель образца 1927 года и практически полностью собирались из импортных компонентов.
Прадед большинства советских велосипедов — послевоенный В-110 «Прогресс», Фото: www.krokovod.org
Опора на импорт продолжалась недолго: вскоре СССР не просто наладил выпуск полной палитры велосипедных комплектующих, но и перевел на производство британско-московской модели в уже существовавшие велозаводы в Харькове и Пензе.
В результате МД-1 станет самой распространенным велосипедом довоенного СССР. До 1941 года силами трех заводов будет собрано около 2 миллионов таких педальных машин.
По окончании Великой Отечественной войны расстановка сил среди предприятий советского велопрома серьезно изменилась. Бывший лидер отрасли, Московский велозавод, перешел на выпуск мотоциклов, таким образом мозговой центр велопромышленности образовался в Харькове. Именно там концентрировались все необходимые знания отрасли, включая сбор информации по затрофеенным немецким предприятиям и моделям — тому, что послужит основой для дальнейшего развития производства велосипедов в СССР.
Изучались также велосипеды престижной немецкой фирмы «Диамант», которые стали точкой отсчета для советских конструкторов, когда в конце 1940-х годов начали разрабатывать собственные модели нового поколения.
Первой моделью новой эпохи стал харьковский В-110 «Прогресс». Это был не просто велосипед новой модели: именно от «Прогресса» пошли дорожные «Украины» и «Уралы», облегченные «Туристы», спортивные «Старт-Шоссе» и вся палитра самых надежных и престижных советских велосипедов.
Благодаря повышенному спросу на «Прогресс», образовались новые производственные площадки по выпуску велосипедов: помимо Харькова эту модель также начали делать на автомобильных заводах ГАЗ и ЗИС, в Жуковке Брянской области, Перми и даже в затерянном в горах армянском Ленинакане.
«Школьник» — первый «полувзрослый» велосипед советского мальчишки. Фото: www.dvaveka.ru
Помимо взрослых велосипедов советская промышленность в послевоенные годы развернет выпуск двух легендарных подростковых моделей: «Школьника» для младшего школьного возраста и «Орленка» (в варианте для девочек с низкой рамой — «Ласточка»), адресованного более старшей аудитории.
Обе модели проживут долгую жизнь: классический «Школьник» уступит место на велосипедном конвейере горьковского автозавода одноименной новой модели только в 1982 году, а разработанный в Харькове изначальный «Орленок», пройдя через череду модернизаций, будет выпускаться в литовском Шауляе до 1978 года.
Советская велопромышленность выпускала десятки моделей велосипедов, а за развитие и координацию этого хозяйства отвечало созданное в 1954 году Центральное Конструкторско-Техническое Бюро в Харькове — по сути головной научно-исследовательский институт велостроения.
За стенами этого заведения создавали совершенно уникальные конструкции. Например, семейство гоночных велосипедов «Тахион» (по-гречески — «наибыстрейший»).
Версия «Тахиона» для шоссейных гонок. Фото: www.velomasterclass.ru
С 1980 по 1992 год под этим объединяющим названием было спроектировано и построено не менее 14 моделей гоночных велосипедов, предназначенных для самых различных видов велоспорта: заездов по шоссе и треку, парных гонок и прочего.
Техника была совершенно уникальная, спроектированная на высшем мировом уровне с широким применением алюминия и композитных материалов. Получить в свое распоряжение «Тахион» могли только самые перспективные велогонщики: каждый аппарат строился с учетом антропометрии конкретного спортсмена и обходился спортивным обществам в цену чуть ниже стоимости новых «Жигулей».
Всего было построено не более 500 «Тахионов», и теперь каждый экземпляр этого уникального советского велосипеда является коллекционной вещью, предметом мечтаний любого собирателя ретро-вело.
И вот мы подобрались к самому главному, а именно где можно увидеть велосипеды с историей сегодня: 29 августа Музей Транспорта Москвы представил выставку о велокультуре «Как это все закрутилось» в общественном городском пространстве Хлебозавод.
Там вы найдете экспонаты 1930-1990-х годов из коллекции музея: «Школьник», «Прогресс», «Турист» и «Кама», редчайшие профессионально-спортивные «Тахион» и МД-1 Московского велозавода.
На выставке также представлен складной велосипед «СКИФ», подаренный музею велолюбителем Сергеем Меркуловым в рамках кампании музея «Делаем музей вместе».
Присоединиться к проекту могут все желающие, передав в дар музею свой транспортный артефакт, а самые интересные предметы станут частью коллекции музея.
Спешите видеть! Выставка продлится до 17 сентября 2023 года.
Нам по пути!