Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
22 сентября уже более двух десятков лет люди по всему миру оставляют личный автомобиль у дома и отправляются на работу или по делам любым другим альтернативным способом. Так проходит всемирная акция «День без автомобиля».
Фото: Департамент транспорта Москвы.
На самом деле отказ от пользования личного автомобиля — только один из элементов акции. Ко «Дню без автомобиля» часто приурочивают открытие различной инфраструктуры, призванной мотивировать людей к поездкам без личных четырех или даже двух колес, если последние с бензиновым мотором. Например, это может быть благоустроенная велодорожка. А в Москве десять лет назад под «безавтомобильный день» перезапустили линию трамвая по Лесной улице.
Первые мысли о том, что передвижение на велосипеде, городском транспорте и пешком более перспективно, чем на личном автомобиле, пришли к людям еще в середине 20-го века. И дело было совсем не в экологии — к загазованности городов, смоге и прочим эко-неприятностям тогда относились как к данности.
Первыми причинами для призыва сократить использование личных автомобилей стали нефтяные кризисы. Фото: www.stylishbag.ru.
В 1956 году бензина просто не стало. Египет и Израиль вступили в конфликт за право контроля над Суэцким каналом, в итоге заблокировав все судоходство, включая танкеры везущие нефть с Ближнего Востока.
Где-то на бензин стали вводить карточки, где-то отпускать по десять литров в руки, а в Бельгии и Голландии постановили запретить легковые машины по выходным. Все это привело к появлению инициативы, у которой позже окажется много поклонников.
Вплоть до конца 20-го века дни без личных машин будут возникать и исчезать только по каким-либо экстраординарным случаям. Как правило во время кризисов и повышения цен на бензин, критической обстановки с экологией и прочем.
К 1990-м годам люди начали уставать от вездесущих машин. С этого периода начался процесс, обратный автомобилизации: когда бензиновые повозки различными способами принялись изгонять из городской среды, вводить плату за въезд в центр, сужать проезжую часть, расширять тротуары и в целом отдавать предпочтение пешеходам и велосипедистам, не забывая при этом предоставлять альтернативу в виде городского транспорта.
Впервые современная инициатива о том, чтобы хотя бы раз в году попросить людей забыть о личной машине, прозвучала на форуме урбанистики в Толедо осенью 1994 года. Идея понравилась, и на следующий год исландский Рейкьявик, британский Бас и французская Ля-Рошель рискнули попробовать воплотить этот призыв в жизнь.
Через пару лет «День без машин» перешел на национальный уровень в Британии, затем во Франции, а с 2000 года эта акция достигла всеевропейского масштаба.
Но на данном этапе полностью запретить личные автомобили невозможно. Зато «день без машины» позволяет смоделировать возможное безавтомобильное будущее, хотя бы в формате одного дня.
Агитация за отказ машины подчас подкрепляется материальными выгодоприобретениями: весомыми скидками на проездные билеты или вообще возможностью бесплатного проезда на городском транспорте для автовладельцев, интересными предложениями на аренду велосипедов и так далее.
«День без машины» — мероприятие добровольное. Никто никому не запрещает использовать автомобиль. Да и от машин освобождают в этот день обычно лишь несколько центральных улиц, отдавая их целиком пешеходам или велосипедистам. Чтобы весь город целиком, как например, колумбийская Богота, в едином порыве пересел с машин на велосипеды, хотя бы на один-единственный день, — это все еще редкость.
Сейчас «день без автомобиля» проводят тысячи муниципалитетов в десятках стран мира. Как правило в единую дату — 22 сентября.
Фото: www.gas-kvas.com.
Почему выбрали именно эту дату? Она удобна для большинства наций — время отпусков прошло, зато холодная зима на севере или сезон тропических ливней на юге еще не наступили.
В России первыми к Всемирной акции безавтомобильного дня присоединились Белгород и Нижний Новгород в середине 2000-х, а в 2008-м эту инициативу поддержала и Москва.
В отдельные годы столичные власти к 22 сентября даже выпускали специальные проездные для отказавшихся от личного руля водителей, а прокат велосипедов в этот день снижал свои тарифы.
В последнее время, после масштабной транспортной реформы, международная акция по отказу на один день от машины для Москвы уже не слишком актуальна. В городе одна из самых совершенных в мире систем городского транспорта и многочисленными сервисами индивидуальной мобильности, которая и так пользуется высоким спросом.
Сегодня каждый москвич прекрасно знает: если есть возможность куда-либо добраться без автомобиля — это самый удобный и беспроигрышный вариант передвижения. Система прекрасно работает в любой день, а не только в международные 22 сентября.
Фото: www.Gas-kvas.com
Нам по пути!