Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
В какой день принято поздравлять людей, чья жизнь неразрывно связана с автомобилем? Водителей, ремонтников, диспетчеров автобусных парков? Ответ на этот вопрос давно известен — в последнее воскресенье октября.
Изображение: www.otkrytky.ru
Профессиональный праздник у водителей появился не сразу. Впервые традиция посвящать какой-либо день, как правило выходной, чествованию той или иной профессии завелась в 1935 году. Тогда на торжественном приеме в Кремле работников железнодорожного транспорта постановили отмечать профессиональные успехи ежегодно — и выбрали в качестве праздничной даты 30 июля.
Почему железнодорожники были первыми? По тем временам именно железные дороги связывали огромную страну, обеспечивая массовые перевозки как грузов, так и пассажиров.
Гражданская авиация в те дни не была сильно развита, водный транспорт трудился на своей территории, ограниченной руслами рек и акваториями морей. Автомобили ввиду отсутствия на подавляющих направлениях междугородних трасс твердого покрытия и самих машин, трудились в основном на местной развозной работе.
Первыми свой профессиональный праздник стали отмечать железнодорожники, еще в 1935 году. Изображение: www.otkrytky.ru
К середине 1960-х годов профессиональные праздники стали отмечать люди множества профессий. Вот только те, кто на машинах развозил товары по магазинам, материалы по стройкам и пассажиров — на работу, такой важной даты в своем профессиональном календаре не имели.
Тогда московский «Главмосавтотранс» решил самостоятельно исправить эту несправедливость. Инициатива столичных транспортников была доведена до Леонида Брежнева, и тот дал добро. В итоге московские водители отметили грандиозный праздник, о котором позже вспоминали долгие годы. Мероприятия подобного масштаба не знала до этого ни одна профессия.
9 октября 1966 года по столичным улицам прокатились праздничные колонны автомобилистов. Сотни машин представляли собой масштабный смотр автомобильной техники, как старой, так и новой (выезд исторических машин на том празднике стал самым первым в СССР), серийных и экспериментальных моделей, такси, грузовиков, автобусов, самодельных и гоночных автомобилей. Ради торжественного проезда были перекрыты центральные улицы столицы, а закончилось мероприятие финишем колонн в Лужниках, с праздничным митингом и последующим концертом.
Проезд колонн автомобилистов 9 октября 1966 года по Садово-Самотечной улице. Фото: www.laz-legend.ruНа следующий год «Московский праздник автомобилиста» повторили с не меньшим успехом, а после случилось затишье на полных десять лет.
Инициативные группы трудящихся продолжали поддерживать проведение общегосударственного праздника для водителей, напоминая о нем советскому правительству. Наконец, в 1976 году Президиумом Верховного Совета СССР была установлена официальная дата праздника работников автомобильного транспорта — последнее воскресенье октября. Указ вышел 15 января, и в мартовском номере популярного журнала «За рулем» вышла заметка о грядущем празднике. А в октябрьском номере ему посвятили обложку и развернутую статью с поздравлениями работников автодела.
В первый раз официально День работников автомобильного транспорта отметили 31 октября 1976 года. Фото: www.trud.ru
С тех пор дата оставалась неизменной. Хотя в 1980 году наименование подкорректировали, назвав «Днем автомобилиста» и сделав тем самым реверанс в сторону многомиллионной аудитории непрофессиональных автолюбителей. В народе же праздник прозвали просто «Днем водителя», и по этому поводу в гаражах традиционно накрывались небольшие застолья.
С распадом Советского Союза многие вновь образованные независимые государства в большинстве своем сохранили привычный водительский праздник в октябрьском антураже.
В России в 1996 году в День работников автотранспорта хотели поздравлять и сотрудников дорожного хозяйства, но двойной праздник не прижился. Поэтому дорожники с 2000 года получили свой отдельный день, отмечаемый неделей раньше — в третье воскресенье октября.
Зато с 2012 года автомобилисты разделили свой праздничный стол с теми, кто трудился с ними бок о бок — работниками городского пассажирского транспорта — водителями автобусов, трамваев и машинистов метро.
Теперь этот день официально именуется «Днем работников автомобильного и городского пассажирского транспорта». Что нам, несомненно, очень нравится.
Нам по пути!