Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
В нашем календаре немало важных дат: государственные праздники, семейные, дни рождения, а с определенного возраста и профессиональные праздники. Сегодня мы поговорим об одном из них — Дне работника транспорта, который отмечают 20 ноября. С наступающим праздником, коллеги!
Машинист паровоза. Фото: www.polotnos.com.
Это совсем юный праздник — он появился только в 2020 году. Казалось бы, зачем нам общий для всех транспортников праздник, когда свои профессиональные дни отдельно отмечают автомобилисты, железнодорожники, работники морского и речного транспорта?
Помимо профессий, напрямую относящихся к той ли иной сфере транспорта, существуют определенные отрасли и управляющие организации, которые совместно работают с транспортниками, но к тому или иному виду транспорта прямого отношения не имеют.
Например, специалисты по организации дорожного движения и городской транспортной инфраструктуры, надзорные и логистические органы, люди, которые отвечают за загрузку и ремонт транспорта — примерно четыре сотни профессий, так или иначе связанных с перевозками, в которых занято около 4 миллионов человек.
Существует целое Министерство транспорта РФ, чьи работники до появления единого для всей транспортной сферы праздника не имели возможности поздравлять друг друга с почетным днем. Именно Министерство транспорта инициировало установление новой праздничной даты 10 августа 2020 года.
Петр Фридрих Георг (Георгий Петрович) Ольденбургский — первый российский директор путей сообщения. Портрет кисти Ореста Кипренского (из собрания музея «Царское село»).
Сам же праздник постановили отмечать 20 ноября. В этот день в 1809 году Император Всероссийский Александр Первый подписал важные указы для дальнейшего развития транспорта в России. Транспорта в те времена было немного: гужевой и водный. За постройку и эксплуатацию дорог, рек и каналов еще с петровских времен отвечали специальные правительственные департаменты: водяных (именно так!) коммуникаций и экспедиция об обустройстве дорог.
Для слаженной работы этих структур требовалась кардинальная перестройка системы. Эту ответственную задачу поручили принцу Георгию Ольденбургскому, близкому родственнику царской семьи. Он приходился зятем русскому императору Павлу Первому, что и позволило выходцу из Германии встать на службу своей новой родине.
Несмотря на высочайшие родственные связи Ольденбургский зарекомендовал себя весьма передовым управленцем. Он настолько образцово навел порядок в первой порученной его надзору Эстляндской губернии, что вскоре величайшим указом был назначен управлять сразу тремя губерниями: Новгородской, Тверской и Ярославской. Также в его обязанности попало налаживание судоходства в пределах Империи.
Строительство Ладожского канала — на момент постройки крупнейшего гидротехнического сооружения Европы.
Изображение: ru.wikipedia.org.
Но Ольденбургский пошел дальше, предложив объединить под его началом не только водные, но и сухопутные коммуникации, создав предтечу будущего Министерства путей сообщения. Также по инициативе принца создавалась специальная военизированная организация наполненная «молодыми профессионалами». Она была призвана отвечать за проектирование, постройку и эксплуатацию новых дорог и называлась Корпусом инженеров путей сообщения.
Для обучения специалистов этой сферы одновременно учредили Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Как сказал впоследствии возглавивший это заведение другой подвижник российского транспорта Августин Бетанкур — цель организации этого учебного заведения заключалась в том, чтобы «снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи».
Чтобы закрепить все вышеперечисленные нововведения, 20 ноября 1809 года оглашается высочайший манифест. По сути в этот день было положено начало всему отечественному транспорту.
Наследник Института Корпуса инженеров путей сообщения — Петербургский государственный университет путей сообщения — один из старейших технических ВУЗов страны. Фото: ru.wikipedia.org.
Сам Ольденбургский покидает столичный Петербург и переезжает в Тверь, чтобы находиться в центре управляемых им губерний. Туда же вслед за ним переселяется вновь образованный Департамент путей сообщения — прообраз будущего Министерства путей сообщения. Тверь на несколько лет становится столицей российского транспорта. Под её начало встают 10 специальных транспортных округов, на которые первым делом была поделена вся обширная Россия.
Ольденбургский на формальных вещах не остановился. Он постоянно что-то организовывал, инспектировал и воплощал в жизнь. Например, на реке Тверце вдоль берега обустроил первый в стране бечевник — специальную тропу, облегчающую труд бурлаков. Далее проводились ревизии водной системы страны, началось углубление построенного еще во времена Петра Первого Ладожского канала.
На следующий год принцем были сформированы и введены в действие правила о нагрузке судов и навигации, определены размеры плавсредств, а для обеспечения порядка на реках набрана особая полицейская команда.
К сожалению, деятельность принца Ольденбургского в транспортной сфере была прервана Отечественной войной 1812 года, в ходе которой он скончался, так и не успев осуществить многие задумки. Тем не менее, всего за три года он сумел фактически перезапустить отечественный транспорт, который с того момента уже не сбавлял темпов своего развития.
Так что новый праздник для работников транспорта следовало учредить хотя бы для того, чтобы вспоминали про людей, которые стояли у самых истоков российской сферы перевозок.
Одной из заслуг как принца Ольденбургского стало приведение в надлежащий вид уже существовавших судоходных каналов, что помогло стране во время войны 1812 года. Фото: www.humus.livejournal.com.
Нам по пути!