Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Большая кольцевая линия метро открылась 1 марта 2023 года. За прошедшие полгода мы привыкли к ее грандиозности: 29 станций на самом кольце и еще две на ответвлении к «Сити», 70 километров, проезжаемых почти за полтора часа. Сейчас мы немного разбавим цифры подземной романтикой, показав наиболее необычные станции БКЛ. Быть может, это станет поводом для небольшой экскурсии по новейшему кольцу столичного метро, которую, кстати, проводит наш музей.
Фото: www.nashtransport.ru
На неофициальный символ БКЛ претендует с большим отрывом станция «Нагатинской затон». Чаще всего именно она удивляет своим оформлением. Гигантские рыбы различных видов, обитающие в водоемах московского региона, умело инкрустированы в «затон» объемными мозаичными панно. Парад речных обитателей невозможно игнорировать — его участники сразу бросаются в глаза и заставляют рассматривать себя до мельчайших подробностей.
Другие станции БКЛ не столь безапелляционно раскрывают свои секреты привлекательности. Сделаем это за них. Начнем с «Рижской» и ей же чуть позже закончим статью. В этой станции сразу две интересные особенности. Первая — ярко выраженные арки проходов от центрального зала к платформам. Самими арками нас не удивить — они есть на множестве станций, но на «Рижской» они выделены объемом. Словно это не банальный проход к поездам, а ворота крепостных башен многометровой толщины.
Тема символических ворот в город — главная в теме оформления «Рижской». Фото: www.archi.ru
Само расположение «Рижской» подсказало такой архитектурный ход. Некогда на этом месте находилась Крестовская застава — одни из нескольких въездов в средневековую Москву.
А вот станция «Воронцовская», несмотря на свое приземленное название, зовет нас в совершенно другое измерение — в космос. Почему же именно на этой станции решили освоить космическую тематику? «Воронцовская» соединена пересадкой со станцией «Калужская» Калужско-Рижской линии и в проекте тоже именовалась «Калужской».
В проекте «Калужская», в реальности «Воронцовская». А на самом деле — Космос. Фото: www.stylishbag.ru
В Калуге провел свои зрелые годы и заслуженную старость великий теоретик космических путешествий — Константин Эдуардович Циолковский. Благодаря учителю-фантазеру, а на деле великому провидцу, губернская Калуга приобрела мировую славу колыбели космонавтики.
В столичном метро тема покорения космоса представлена на удивление мало, только на «Таганской-радиальной» можно найти чеканные панно на известные мотивы. Поэтому для оформления условной «Калужской-2» выбор остановился именно на космическом драйве.
Хотя наименование станции буквально перед открытием поменяли на «Воронцовскую», говорят, что из-за пожеланий местных жителей, изначальный космос в элементах оформления никуда не делся.
Так как сейчас в моде аллюзии, а не прямолинейный соцреализм, то о звездной тематике станции нужно догадываться. Для начала посмотрим на оформление свода: блестящие диски символизируют бесконечный Млечный Путь. А теперь взглянем на колонны неправильной формы поддерживающие потолок: не кажется ли вам, что они напоминают застывшие в камне столпы огня, извергаемые ракетами при старте к звездам?
Далее из Калуги перенесемся в другой губернский город: столицу Поволжья Нижний Новгород. Здесь с 1985 года функционирует третий на территории России метрополитен, в котором с самого начала имеется станция «Московская», размещенная напротив одноименного вокзала.
Станция изначально была запроектирована пересадочной со второй линией: поезда с обеих веток нижегородского метро приходят в один-единственный, но весьма широкий станционный зал «Московской», где разместили сразу две пары путей. До недавних пор из-за этой особенности «Московская» являлась самой широкой станцией метро в нашей стране, пока в столице не появилась «Нижегородская» Большой Кольцевой линии.
Еще один рекорд БКЛ — самая крупная станция метро России — «Нижегородская». Фото: пресс-служба Московского метрополитена.
По своей концепции «Нижегородская» является близкой копией нижегородской «Московской». Только у нее подземный зал еще больших размеров, и, конечно, остросовременный стиль оформления, напоминающий разноцветные кубики сборного конструктора.
По схеме движения поездов столичная новинка полностью повторяет главную станцию Нижнего Новгорода — по центральным путям движутся поезда одной линии (в нашем случае — Некрасовской), по боковым — другой (БКЛ). При этом пассажиры могут пересесть на поезд другой линии, просто перейдя на соседнюю сторону платформы.
Завершим наш обзор самых необычных станций БКЛ сразу тремя соседними остановками: «Савеловской», «Марьиной Рощей» и снова «Рижской». Есть у этих сооружений, кстати, одних из самых глубоких в системе столичного метро (на уровне около 60–70 метров), одна объединяющая деталь. Впервые этот прием обнаружили пассажиры «Савёловской», которая открылась еще в декабре 2018 года: проектировщики оставили голые черные чугунные тюбинги — точно такие же как в перегонных тоннелях.
Подобный резкий контраст был воспринят на ура и получил продолжение на соседних станциях аналогично глубокого заложения. Считается, что это будут последние станции в системе столичного метрополитена, обустроенного на такой значительной глубине. И «голые» путевые стены, оставленные на них, служат своеобразным памятником строителям-метростроевцам, которые ведут свою тяжелую работу, чтобы обеспечивать жителей столицы самым удобным на свете транспортом — метро.
Единый стилистический прием в виде необлицованных тюбингов объединяет три самые глубокие станции БКЛ. Фото: www.sdelanounas.ru
Нам по пути!