Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
В декабре исполнилось 120 лет со дня рождения архитектора Алексея Николаевича Душкина. Человека, который своими проектами не только определил облик самых знаменитых станций Московского метрополитена, но и заложившего основы подземной урбанистики — фактически незыблемые постулаты проектирования станций метро.
Фото: www.tunnel.ru.
Вот основные принципы возведения идеальной станции метро, выведенные А.Н. Душкиным: никаких излишних украшательств, навешиваемых на основные объемы; единство конструкции и декора; освещение как обязательный элемент архитектурного образа.
Но даже Алексею Николаевичу не всегда удавалось строго следовать им же выведенным постулатам, так как финальное решение оставалось за заказчиком — государством. Тем не менее даже поздние работы архитектора, когда он работал в системе МПС и создавал пафосные железнодорожные вокзалы южных городов страны: Днепропетровска, Симферополя, Сочи, Волгограда — несмотря на обязательное использование элементов стиля классицизма, все равно отличались от прочих аналогичных задний тех лет. Колоннады, галереи, хитро подсвеченные потолки — даже в наземной архитектуре А.Н. Душкин использовал любимые приемы, отработанные на подземных дворцах Москвы.
Замысел «Дворца Советов» («Кропоткинской») просматривался в изначальном оформлении станции — каменные цветки колонн буквально прорастали из серых асфальтовых полов. Фото: www.humus.livejournal.com.
Каждая станция метро, созданная Алексеем Николаевичем, — истинный шедевр. Их немного, но каждая внесена в образцы уникальной архитектуры. Список действительно читается как рейтинг самых красивых станций столичного метрополитена: «Кропоткинская» (изначально «Дворец Советов»), «Маяковская», «Площадь Революции», «Автозаводская» (она же «Завод имени Сталина»), «Новослободская».
И ведь свой самый первый метропроект, великолепную станцию «Дворец Советов», А.Н. Душкин спроектировал, когда ему не было еще и 30 лет. Интересно, что выходец из архитектурной среды Харькова, ученик знаменитого Н.Н. Бекетова, был вызван в столицу для воплощения в жизнь самого Дворца Советов.
Но ни этого помпезного здания, ни Дворца Радио на Миусской площади, ни менее впечатляющего Большого Академического кинотеатра, намеченного к постройке в противовес классическому Большому театру, в жизни А.Н. Душкина так и не случится.
Взамен больших форм Алексею Николаевичу до поры до времени пришлось довольствоваться малыми. Например, от всего проекта Академического храма кино остался всего лишь совмещеный наземный вестибюль станций «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Он был специально спроектирован А.Н. Душкиным для удобного включения в объем будущего кинотеатра, если таковой когда-нибудь воплотится в камне. Но этого так и не произошло.
В одном из цоколей так и не случившегося Академического кинотеатра должен был находиться вестибюль станций метро «Площадь Революции» и «Театральная». Фото: www.alternathistory.ru.От проекта Дворца Советов в реальности осталась тоже всего лишь одноименная станция метро. Лишь в 1957 году ее переименуют в «Кропоткинскую», когда уже окончательно станет ясно, что эпоха гигантских зданий осталась навечно в прошлом.
Сооружение станции «Дворец Советов» было реализовано в рекордно короткие сроки. Потому как именно в эту станцию упирался весь график сдачи первой очереди столичной подземки. Отмашку на строительство «Дворца» отдали слишком поздно, когда другие станции уже сооружали полным ходом. А «Дворец Советов» висел в неопределенности из-за полной неясности с самим Дворцом Советов.
«Маяковская» стала гимном новым материалам и технологиям, примененным при строительстве метро. Фото: www.pastvu.com.
И вот, когда далее ждать было уже нельзя, проект станции «Дворец Советов» отдали Алексею Душкину. И он совершил невозможное, сумев завершить строительство за рекордные даже сейчас полгода.
Станция отличалась в корне от всех других проектов первой очереди легкостью и статью. При этом гениальная простота станции ничуть не мешала воспринимать её как очередной подземный дворец. Но только сделан он был по иным, чем прочие станции, принципам. Вплоть до технологии постройки. Кто догадался бы, что ради ускорения процесса изящные колонны-цветки «Дворца Советов» были просто отлиты из железобетона. И украшены гипсовыми капителями, из-за которых разливался искусно спрятанный электрический свет.
Следующим метропроектом архитектора станет снискавшая еще больше славы и признания знаменитая «Маяковская». В ней новаторство реализовалось в примененных новых технологиях строительства и в оригинальных принципах оформления.
«Маяковская» — станция глубокого заложения. И на такой глубине до А.Н. Душкина еще никто в мире не строил станции со столь тонкими межарочными колоннами. Но мы же помним, Алексей Николаевич всегда был противником тяжеловесных форм. И массу давившего на свод «Маяковской» грунта он изящно компенсировал тонкими, но прочными стальными колоннами.
В четко разделенных объемах «Маяковской» словно звенел ударный ритм новой эпохи, отражаясь от блестящих нервюр нержавеющей стали. Недаром до сих пор «Маяковскую» считают одной из самых невероятных станций столичного метро.
Потом в творчестве А.Н. Душкина были «Площадь Революции», «Завод имени Сталина», «Новослободская». Каждая из этих станций по отдельности — завершенный шедевр. Хотя не всегда отвечавший первоначальной идее создателя.
«Площадь Революции» с изначальной идеей барельефов в полный рост на стенках арок. Фото: www.oshanbo.livejournal.com.
Например, на «Площади Революции» по замыслу А.Н. Душкина взамен скульптур планировались барельефы. Но народу нравилось монументальное искусство, простое и впечатляющее. Поэтому пришлось согласиться на скульптурные группы, к которым Алексей Николаевич не имел никакого отношения.
«Завод имени Сталина» (она же «Автозаводская») — повторение идей «Дворца Советов», только с отражением масштабов иной эпохи. И только в послевоенной «Новослободской» архитектор вновь заявил нечто принципиально новое, применив спрятанные в пилоны и подсвеченные изнутри разноцветные витражи. Прием, кстати, вынашиваемый им еще с 1930-х годов. Изначальная идея подразумевала использование прозрачных барельефов, но окончательный вариант с цветными витражами тоже оказался весьма неплох и, можно сказать, каноничен.
Лауреат трех Сталинских премий, построивший в столице помимо станций метро, знаменитый Детский мир на площади Дзержинского и высотку на Красных воротах, в период хрущевской борьбы с архизлишествами был жестко раскритикован и фактически отстранен от активного творчества. Вплоть до своей кончины в 1977 году Алексей Николаевич занимался в основном преподавательской работой.
После хрущевской политики всеобщей экономии только в 1970-х годах Московский метрополитен начал с трудом отходить от типовых станций, вновь пытаясь достичь того уровня уникальной подземной архитектуры, который заложил А.Н. Душкин еще в довоенную эпоху.
Центральный Детский мир, построенный в 1954-1957 годах, — первая попытка создать советский торговый молл согласно лучшим мировым стандартам. Фото: www.pastvu.com.
Нам по пути!