Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Недавно Солнцевскую линию метро продлили до аэропорта «Внуково». Сам этот радиус — кладезь для рассказов из условного цикла «новейшая история Московского метрополитена». Об этой линии метро, которую на карте мы привыкли видеть обозначенную желтым цветом, сегодняшняя колонка.
Фото: www.archsovet.msk.ru
31 января исполняется ровно 10 лет, как на схемах московского метро появилась… А вот что появилось — вопрос. Первый запущенный в эксплуатацию в январе 2014 года участок новой линии от «Делового центра» до «Парка Победы» предложено считать частью условного Калининско-Солнцевского радиуса. Пока эти две ветки существуют отдельно, но когда-нибудь обязательно сомкнутся, поэтому цвет у пилотной части Солнцевской линии на схемах сделали идентичным Калининской: сочным желтым. Да и порядковой номер присвоили тот же — восьмой. Хотя по хронологии строительства Солнцевская линия на самом деле тринадцатая в столичном метро.
Поэтому обозначение Солнцевской части в итоге подкорректировали, записав на схемах как 8А. Именно так она обозначается и сейчас.
Строительство новых тоннелей глубокого заложения через самый центр города требует колоссальных затрат. Поэтому соединительный участок с запроектированными станциями «Дорогомиловская». «Плющиха» и «Волхонка» пока перенесен на дальнюю перспективу. Схема: www.dzen.ru.
Изучая корни происхождения Солнцевского радиуса, словно перебираешь живую историю столичного метрополитена.
Например, станция «Парк Победы», которая стала ядром новой линии и от которой шло все дальнейшее строительство. С ней связано два интересных факта. Во-первых, эта станция, а вернее комплекс из двух построенных рядом станций для кросс-платформенной пересадки, появилась задолго до того, как были оформлены планы Солнцевского радиуса, еще в 2003 году. Во-вторых, станция «Парк Победы» расположена перпендикулярно Солнцевский линии. Поэтому поезда, следующие по желтой ветке, делают крутые повороты до и после станции.
А все потому, что изначально на «Парке Победы» планировалась пересадка с Арбатско-Покровской линии на хорду «Митино-Бутово». В конце XX века метростроевцы предлагали на перспективу линии, идущие от пригородов по касательной к центру города. Хорды задумывались как своего рода «тяжелое» метро, рассчитанное на десятивагонные составы вместо привычных восьми.
След от так и не осуществленного проекта остался лишь в непривычно длинных платформах «Парка Победы». Когда стало окончательно ясно, что хорды так и не воплотятся в реальность, переделывать проект практически готовой станции было уже поздно. Но сейчас эта особенность станции «Парк Победы» практически незаметна: еще на стадии строительства часть платформ укрыли служебными помещениями.
Залы станции «Парк Победы» внешне практически идентичны по архитектуре и оформлению. Они единственные на Солнцевской ветке выполнены в канонах классического московского метро. Фото: www.krsivoe-foto.ru.
Еще один интересный факт первого пускового участка Солнцевский линии заключается в том, что он несколько раз менял свою принадлежность. Первые три с лишним года эксплуатации, с января 2014 года по март 2017 года, эта ветка представляла собой всего лишь один-единственный перегон между «Деловым центром» и «Парком Победы». Так как за «Парком Победы» уже строилось продолжение в виде трех новых станций с временной конечной «Раменки», а один из двух тоннелей на существующем участке еще находился в стадии строительства, первые два года между станциями курсировал всего один поезд-челнок, состоящий из трех вагонов типа «Русич».
Сейчас, когда Большая кольцевая линия функционирует как единый грандиозный проект, уже начали забываться события, связанные с запуском первых участков БКЛ. А они как раз были напрямую связаны с Солнцевской линией.
В феврале 2018 года, когда только-только построили первые станции БКЛ от «Делового центра» до «Петровского парка», этот участок решили запускать не как отдельный, а соединив на время с Солнцевским.
Поэтому почти три года пассажирам предоставлялась альтернатива: после «Шелепихи» часть поездов, идущих со стороны «Петровского парка», отправлялась на конечную БКЛ «Деловой центр», а другие через соединительную ветку уходили на Солнцевскую линию в сторону «Парка Победы».
Эта схема потребовала определенной жертвы: на время её работы пришлось закрыть станцию «Деловой центр» Солнцевского радиуса. Она вновь открылась для пассажиров только почти через три года — в декабре 2020-го.
Такая схема уже история: когда пусковой участок БКЛ официально входил в состав Калининско-Солнцевской линии. Схема: www.Bestij.ru.
В том же 2018 году с обоих концов «временной» Солнцевской линии образовались продолжения: в июне с юга линия приросла сразу семью новыми станциями с конечной в «Рассказовке», а то, что формально относилось к БКЛ, в декабре продлилось до «Савеловской». В таком виде эта подземная трасса существовала еще два года до декабря 2020 года, когда достроенное продолжение БКЛ в сторону «Мнёвников» все же заставило отказаться от беспересадочной связи между Савеловским вокзалом и Юго-Западом столицы.
С этого момента оба проекта пошли врозь: БКЛ зажила своей собственной жизнью, а Солнцевская линия обрела не менее интересную перспективу — стать первой линией метро Москвы (да и всей России тоже), имеющей прямое сообщение с воздушной гаванью. В её случае аэропортом «Внуково», что и было успешно осуществлено в сентябре прошлого года.
Среди станций Солнцевской линии имеются типовые проекты и полностью оригинальные работы, а объединяет их одно: современный хай-тек стиль. Фото: www.mos.ru
Нам по пути!