Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Первому массовому советскому автобусу ЗИС-8 — 90 лет. Парадоксальная во многом машина и символ советского пассажирского автотранспорта довоенной поры. Вспомним факты из её биографии.
Фото: www.Zelengarden.ru
ЗИС-8, несмотря на неказистый вид, а может как раз благодаря ему, вывозил на своих плечах и шестицилиндровом моторе практически все автобусные маршруты нашей страны в 1930-х годах.
Выпускался ЗИС-8 в своем классическом заводском виде недолго, менее трех лет, с начала 1934 по середину 1936 года. «Восьмерка» появилась не на пустом месте, а в результате эволюции предшествующего автобуса АМО-4 (завод ЗИС до 1931 года именовался АМО).
Отличия сводились в основном к шасси, которое стало на ЗИС-8 с одной стороны чуть совершеннее, с другой — проще. А внешне АМО и ЗИС смотрелись как братья близнецы, ведь кузова у них были фактически идентичны.
ЗИС-8 спонтанно сняли с производства на родном московском автозаводе в 1936 году в связи с реконструкцией предприятия.
Но этот неприятный момент совсем не означал завершение карьеры ЗИС-8. После прекращения выпуска на московском автозаводе эстафету постройки ЗИС-8 подхватили многочисленные кузовные и авторемонтные мастерские по всему СССР — от Ленинграда до Иркутска.
Иначе и быть не могло: автобусный дефицит никто не отменял и советским городам по-прежнему требовались новые пассажирские машины. Перестав надеяться на Москву, регионы сами наладили выпуск автобусных кузовов, к тому же базовое шасси под него в столице продолжали выпускать.
В результате «неофициальный» тираж ЗИС-8 превысил официальный заводской (он оказался совсем скромным, лишь 547 единиц) в несколько раз.
«Фердинанд» дошел до наших дней и хранится в музее «Мосфильма». Фото: www.cont.ws
Основная масса ЗИС-8 и его производных была построена до войны. Небольшое количество сделали в конце 1940-х годов, когда для восстановления городского хозяйства требовались любые машины, невзирая на техническое совершенство.
Но уже к 1960-м годам все многообразие ЗИС-8 практически бесследно исчезло с дорог. Эти машины ушли настолько быстро, что когда «Мосфильму» потребовался на съемки автобус ЗИС времен войны, то не нашлось ни одной машины. Пришлось заказывать изготовление реплики ЗИС-8 на столичном заводе «Аремкуз». Так появился легендарный «Фердинанд», впоследствии обессмертивший свой облик на съемках «Место встречи изменить нельзя».
Но даже человек неискушенный быстро поймет, что с «Фердинандом» что-то не так: пропорции не те, надпись «УралЗИС» спереди. Очевидно, что с настоящим ЗИС-8 кинодублер имеет в целом схожий образ, но в частностях сильно разнится.
Настоящий ЗИС-8 по сравнению с мосфильмовским экземпляром выглядел красавцем. Никелированные бампера, двухцветная окраска, серьезно растянутая колесная база. Дополнительные 610 мм по сравнению с базовой «трехтонкой» ЗИС-5 являлись точно высчитанной величиной для сопряжения требуемой вместимости кузова с доступной мощностью двигателя. Не такой уж и большой на самом деле — всего 73 силы.
Любое восстановление ЗИС-8 начинается с сооружения полностью нового каркаса кузова. Фото: www.drive2.ru
По инструкции в ЗИС-8 можно было допустить не более 29 человек, не считая водителя. Входили пассажиры внутрь самостоятельно, отворяя рукой двустворчатую заднюю дверь. Выходили через переднюю — её специальным рычагом отворял уже водитель.
Только восьмерым пассажирам дозволялось в ЗИС-8 ехать стоя. На практике было иначе. Вот как про него писал корифей советской автомобильной истории Лев Михайлович Шугуров: «Битком набитый пассажирами, он чуть кренился на правую сторону. Поскрипывал деревянный каркас кузова, глухо ворчали шесть цилиндров двигателя, в салоне пахло бензином».
Лишь после Великой Отечественной войны кузова автобусов начали делать цельнометаллическими. И то не все. А до нее каждый автобусный кузов собирали долго и кропотливо: прилаживая планочка к планочке деревянные детали его основания. И только собрав «скелет», начинали обшивать его железом.
Срок жизни у деревянно-металлических кузовов был невелик: три-четыре года, и расшатанную, скособочившуюся коробку отдавали на слом. Но шасси с мотором еще могло побегать. Поэтому взамен старого кузова авторемонтные предприятия мастерили новый. В Москве этим делом обычно занимался завод «Аремкуз». Автобусное шасси могло пережить даже несколько подобных кузовных трансплантаций.
О возможной военной службе их детища создатели ЗИС-8 позаботились еще на стадии проектирования, снабдив автобус дополнительной дверью в торце кузова. Фото: www.yaplakal.com
Теперь становится понятно, почему практически все ЗИС-8 исчезли с улиц в течение относительно короткого времени — они просто не были рассчитаны на долгий срок службы. Поэтому когда находят (а такое очень редко, но все же случается) дошедший до наших дней кузов типа ЗИС-8, то его все равно приходится воссоздавать с нуля, полностью заменяя сгнивший деревянный каркас.
Тем не менее, несмотря на архаичную конструкцию и недолгий срок жизни, автобусы типа ЗИС-8 сыграли весьма важную роль в истории нашей страны.
Именно с ЗИС-8 началось массовое производство советских пассажирских машин. До эпохи ЗИС-8 СССР полагался на импорт автобусов. В конце 1920-х годов это едва не привело к кризису пассажирских перевозок. Тогда разрыв дипотношений с Англией неожиданно оставил столицу без поставок новых автобусов и запчастей к ним.
Многие ЗИС-8 служили штабными, медицинскими и прочими спецавтобусами на фронтах Великой Отечественной войны. А потом уцелевшие машины помогали налаживать движение городского транспорта в первые послевоенные годы, беззаветно сгорая на трудовой вахте и постепенно уступая место новым, более совершенным автобусам.
Коллекция Музея Транспорта Москвы никак не могла обойтись без экземпляра этого легендарного автобуса. Он появился у нас в 2008 году. Воссозданный мастерством реставраторов музея буквально с нуля ЗИС-8 занимает почетное место в коллекции исторической техники.
Воссозданный ЗИС-8 из коллекции Музея Транспорта Москвы — непременный участник праздничных столичных мероприятий. Фото: www.fotobus.msk.ru
Нам по пути!