Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
1 марта мы отметили первый день рождения Большой кольцевой линии, а точнее дату полноценного закольцовывания новой грандиозной ветки. Именно 1 марта 2023 года поезда с пассажирами впервые побежали по новому кольцу Москвы на всем его протяжении. К новой исторической дате столичного транспорта мы подготовили небольшой рассказ об уникальных особенностях нашего любимого БКЛ.
Фото: www.wi-fi.ru
С самых первых дней работы БКЛ протяженностью 70 км мы помним, что это одна из самых протяженных линий метро в мире, а что касается кольцевых маршрутов — вообще не имеющая конкурентов.
До открытия БКЛ самой протяженной кольцевой линией метро считалась 10-я ветка Пекинского метро.
Как и наша БКЛ, пекинская кольцевая линия под номером 10 далеко не первая замкнутая линия в своей системе. Временной промежуток её прокладки относится к периоду невиданной экспансии пекинского метро, связанной с кардинальной модернизацией городского транспорта китайской столицы в преддверии летней Олимпиады 2008 года.
Станции пекинского метрополитена периода глобального расширения системы когда-то представлялись невероятно передовыми. Фото: www.en.wikiprdoa.org
Открытый в 1969 году пекинский метрополитен прежде прирастал новыми линиями совершенно неспешно — по одной на два десятилетия. Но в XXI веке был взят совершенно новый темп, и в преддверии Олимпиады Пекин получил сразу пять новых линий. Еще почти два десятка находились в состоянии активного строительства.
10-ю линию, можно сказать Пекинское Большое кольцо, начали пробивать в 2003 году. Часть станций открыли к Олимпиаде, а в полностью замкнутом виде кольцо смогли реализовать к 2013 году. Как раз тогда, когда уже полным ходом велось строительство первого пускового участка нашей БКЛ.
На самом деле первый участок будущей БКЛ появился еще 1969 году в виде последних станций зеленой ветки: отрезок «Каширская» — «Варшавская» — «Каховская». Позже эти три станции в ожидании большой стройки сформируют отдельную, самую короткую линию столичного метрополитена — Каховскую.
Предполагаемую трассировку будущей Большой кольцевой линии, о которой впервые начали думать еще в при строительстве первого кольца, не один раз меняли за прошедшие десятки лет. В первоначальных планах БКЛ должна была пройти на отдельных отрезках гораздо дальше от центра. Поэтому, например, станции на участке «Черкизовская — Бульвар Рокоссовского» Сокольнической линии изначально строились с планами последующего включения в Большое кольцо. Но этого не случилось.
Также не реализовались некогда запланированные пересадочные узлы с БКЛ на «Октябрьском поле» и «Кузьминках» Таганского-Краснопресненской линии. Хотя заделы под трансфер были заложены на этих станциях еще на стадии строительства. А вот на «Проспекте Вернадского» монолитная заготовка перехода на БКЛ, напротив сработала и заметно облегчила строителям соединение двух линий.
В это трудно поверить, но возможность пересадки на БКЛ была заложена строителями «Проспекта Вернадского еще в 1963 году. Фото: www.finances-тoday.ru
Активный процесс сооружения БКЛ занял примерно десятилетие. При этом отдельные готовые участки не стали оставлять в консервации до полноценного открытия линии. Некоторые окончательно сданные станции и тоннели запускали в эксплуатацию как часть других линий.
Первый такой эксперимент был осуществлен в 2018 году. Дебютный пусковой участок БКЛ тогда запустили по вилочной схеме: часть поездов после «Хорошевской» уходила на «Деловой центр», а другие вливались в Солнцевскую линию. А с 2020 по 2023 год станции БКЛ «Авиамоторная», «Электрозаводская» и «Лефортово» работали в составе Некрасовской линии.
Один из вариантов развития метро предполагает, что ответвление БКЛ до «Делового центра» станет частью будущей Рублево-Архангельской.
Поезда «Москва 2020» с широкими дверями и массой зарядных точек в салонах уже стали визитной карточкой БКЛ. Фото: www.mos.ru
В этом году БКЛ стала единственной линией метро столицы, обслуживаемой поездами сразу трех электродепо. Этот знаменательный факт случился после ввода в строй в январе депо «Аминьевское».
А два раза в год (по крайней мере так случилось в прошлом году) БКЛ теперь принимает парад поездов, подхватив эту традицию у старого кольца.
В мае на день московского метро или в июле на День Московского транспорта в дополнение к привычной «Москвы 2020» вы можете встретить на БКЛ выезжающий из тоннеля легендарный «Номерной» состав, а также другие модели и ретропоезд «Сокольники» в стиле самого первого столичного состава типа А.
БКЛ, создавая новые традиции, не забывает и про вечные ценности столичного метрополитена. Тем самым Большая кольцевая линия нам особенно ценна в добавление к безусловному повседневному удобству.
Создавая новое, не забываем свою историю: парад поездов теперь принимает именно БКЛ. Фото: www.mos.ru
Нам по пути!