13 марта

Наша любимая «Букашка»

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Редко какому маршруту городского транспорта удается достичь статуса легенды. В Москве таких сразу два — легендарная трамвайная «Аннушка», то есть маршрут с обозначением А и знаменитая «Букашка» — Б. О последней мы сегодня и поговорим.

Фото: www.bangkokbook.ru

Вначале под литерой Б по Садовому кольцу бегал трамвай. Еще до него на Садовом работала конка. Тогда линией Б путь ее следования не назывался и был поделен на три части: от Сухаревки до Смоленского рынка, от Смоленского рынка до Калужских ворот и от Калужских до Таганки. Подъема в крутую гору к Курскому вокзалу запряженная лошадьми конка осилить не могла, поэтому от этого участка и до Сухаревской башни пассажирам приходилось искать другие варианты перемещения.

Линии конки на московских кольцах принадлежали Второму обществу конно-железных дорог. Эти маршруты в силу юридических формальностей продержались на конной тяге дольше всего и были выкуплены городом только через десять с лишним лет после торжественного запуска трамвая в 1899 году. 

Вплоть до 1911 года Садовое кольцо, если и наполнялось звуками трамвайных трелей, то лишь когда вагоны пересекали его поперек: например, двигаясь по Долгоруковской улице. 

Зато осенью 1911 года в Москве появилось сразу две буквы в обозначении трамвайных маршрутов и обе были связаны с кольцами: «Аннушка» ходила по малому, но богатому Бульварному, Б — по окраинному, трудовому Садовому. Разницу в публике, которая пользовалась этими трамвайными кольцами, лучше всего описал Константин Паустовский, который в годы Первой мировой войны работал вначале вагоновожатым, а затем трамвайным кондуктором в Миусском трамвайном парке на Лесной улице: 

На маршрут Б ставили только самые вместительные трамвайные поезда — как этот симбиоз вагонов КМ и КП. Фото: www.mosmolnija.ru

«"Медной линией" называлась линия "Б", проходившая по Садовому кольцу. Кондукторы не любили эту линию, хотя москвичи и называли ее с умилением "Букашкой". Мы предпочитали работать на "серебряной" линии "А" — на Бульварном кольце. Эту линию москвичи называли тоже ласково "Аннушкой". Против этого ничего возразить было нельзя, но называть "Букашкой" линию "Б" было просто нелепо.

Проходила она около многолюдных вокзальных площадей, по пыльным обочинам Москвы. Вагоны на линии "Б" были с прицепами. В прицепы разрешалось садиться с тяжелыми вещами. Пассажир на этой линии был больше с окраин — ремесленники, огородники, молочницы. Расплачивался этот пассажир медяками, серебро же припрятывал и не очень охотно вытаскивал его из своих кошелей и карманов. Поэтому эта линия и называлась "медной".

Линия же "А" была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и пассажир был иной, чем на линии "Б", — интеллигентный и чиновный. Расплачивался такой пассажир обыкновенно серебром и бумажками». 

Хотя Садовое кольцо не видело трамваев уже более 70 лет — память о трамвайном прошлом маршрута Б продолжает жить. Фото: www.agtf.ru

Свой рабоче-крестьянский статус трамвай Б сохранил и после революции. Спрос на перевозки по Садовому был такой, что там не решались пускать составы с количеством вагонов менее трех. При этом интервалы движения между составами в часы пик сокращались до 40 секунд.

Когда в середине 1930-х годов трамвай с северной части Садового кольца убрали, в первое время это вызвало настоящий транспортный коллапс. Поставленные на замену вместительным трамвайным поездам автобусы, а потом и троллейбусы просто не могли справиться с пассажиропотоками Садового.

Когда ошибка стала очевидна, трамвайные пути уже укладывались на соседних с Садовым кольцом узких улочках, продолжая связывать в единое целое громадную московскую  трамвайную сеть.

Вплоть до 1963 года троллейбусный маршрут Б не являлся замкнутым: он начинался от Курского вокзала и заканчивался на Таганке. Фото: www.transphoto.org

Но по удобству и скорости перемещения новые трассы не могли тягаться с былым ритмом движения по самому Садовому кольцу.

 В такой вялотекущей форме трамвай Б сохранял свое присутствие на московских улицах еще долго. Он оставался кольцевым, связывал по периферии Садового все близлежащие вокзалы, включая три на Комсомольской и Белорусский, и даже продолжал следовать по Садовому в Замоскворецкой части.

Но в 1949 году ликвидация трамвайных путей дошла и до южного полукруга Садового кольца, так что трамвай Б стал заканчивать свой путь, не доходя до Крымского моста. Окончательно трамвайная история буквы Б закончилась в 1957 году с ликвидацией этого маршрута.

К тому моменту уже 20 лет буква Б стойко ассоциировалась с троллейбусным движением по Садовому кольцу. Но в полноценный кольцевой маршрут троллейбус Б превратился только в 1963 году, с постройкой тоннеля под Таганской площадью. До этого отрезок от Таганки до Курского вокзала был вне охвата маршрута.

А с 2013 года начала заканчиваться и троллейбусная эпоха Садового. Новые времена с плотным автомобильным движением требовали новых решений, и одним из них стал автобус. 

Уже больше 10 лет маршрут Б является не только кольцевым, но и круглосуточным.  Фото: www.news.myseldom.com

Вначале он подменял троллейбус во время ночных смен — с 2013 года маршрут Б перевели на круглосуточный режим работы. А с 7 июля 2016 года, в ходе внедрения транспортной системы «Магистраль», троллейбус окончательно передал эстафету своему более маневренному собрату — автобусу.

Буквально на днях маршрут Б отпразднует один знаменательный юбилей: ровно 20 лет назад он стал первым маршрутом городского транспорта Москвы, который транслировал пассажирам через внутреннюю систему оповещения не только названия остановок, но и познавательные рассказы о проплывающих за окном достопримечательностях нашей любимой столицы.

Далее подобные культурологические проекты станут постоянными гостями «Букашки». Сейчас, следуя на синем автобусе вдоль Садового кольца, вы можете прослушать аудиоэкскурсию от нашего Музея Транспорта Москвы в исполнении актера Константина Крючкова. Ее можно найти на сайте музея и прослушать бесплатно. Подключайтесь!

Нам по пути! 

Сайт Музея Транспорта Москвы