Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Они всегда привлекают внимание яркой огненно-красной окраской, блестящими деталями и разрывающим тишину ревом пожарной сирены. 30 апреля наша страна ежегодно отмечает День пожарной охраны — прекрасный повод рассказать вам о первых автомобилях-огнеборцах.
Фото: www.gruzovikpress.ru
Самые первые пожарные автомобили в Российской Империи появились в Санкт-Петербурге: самоходный экипаж для перевозки пожарных вместе с их снаряжением заступил на службу в июне 1904 года. Машина была полностью отечественной сборки, включая шасси и пожарную надстройку. Поэтому в этом году мы даже можем отпраздновать юбилей — 120 лет первому русскому пожарному автомобилю.
А пока перенесемся в размеренно-купеческую дореволюционную Москву. В то время все передовые технологии появлялись традиционно в Санкт-Петербурге, однако были и исключения.
Самый яркий пример — электрический трамвай. Он проехал по московским рельсам на восемь лет раньше Петербурга. Пожарные машины появились в Петербурге раньше, но после первого эксперимента наступило затишье. Столичные чиновники просчитали, сколько придется тратиться на ремонт автомобилей, бензин, покрышки, и не стали торопиться с внедрением технологий, отдав предпочтение пожарным гужевым обозам.
Первая моторизованная пожарная линейка была сооружена предприятием Густава Листа на немецком шасси «Гаггенау». Фото: www.rtek24.ru.
Похожий сценарий мог произойти и в Москве, если бы не назначили брандмайором, то есть главой пожарной охраны города, предприимчивого и неутомимого Николая Федоровича Готье. Бывший тульский полицмейстер, получив назначение в Москве, начал бурную деятельность по обновлению пожарных частей столицы.
В 1907 году Готье заменил персональный конный экипаж на личный служебный автомобиль. Затем обеспечил моторизованным служебным транспортом брандмейстеров — начальников пожарных частей города.
А в конце того же 1907 года на московскую фабрику Густава Листа поступил заказ на сооружение первого специального пожарного автомобиля для образцовой пожарной части на Мясницках воротах. Базой для постройки пожарной машины выбрали немецкий «Гаггенау». Было бы подходящее отечественное шасси, предпочли бы, конечно, его, но на тот момент российские заводы на время отошли от производства автомобилей.
Следует отдельно сказать, кто такой Густав Лист, и почему постройку первой пожарной машины Москвы доверили именно ему. Густав Иванович был обрусевшим немцем, который еще в 1860-х годах организовал мастерскую по производству противопожарного инвентаря: от топоров и водяных кубов до подававших воду под давлением ручных насосов, именовавшихся в то время трубами (оттуда появилось выражение про медные трубы: на самом деле это были насосы).
С годами дело расширилось и улучшило свои производственные мощности, расположенные на московской Софийской набережной прямо напротив Кремля.
В итоге к XX веку марка «Густав Лист» по многим позициям противопожарного оснащения стала едва ли не монополистом в России. Не из-за невозможности выбора, ведь конкуренция всегда была в наличии, а из-за того, что русские пожарные, выбирая для своей опасной работы необходимое оснащение, закономерно начинали этот процесс с изучения обширных каталогов «Густава Листа».
Пожарные автомобили стали предметом отдельной гордости предприятий Густава Листа. Фото: www.4esnokov.ru
Понятно, почему такое ответственное дело, как постройка практически «выставочного» образца первого пожарного автомобиля Москвы доверили самому надежному и проверенному поставщику пожарного инвентаря.
Появление первой пожарной машины на Мясницких воротах превратилось в настоящий аттракцион для горожан. Целыми днями любопытные дежурили у ворот пожарной части в ожидании выезда диковинки. Отдельные обыватели даже нанимали лихача и сопровождали машину на боевом выезде.
Пожарный «Гаггенау» (позже эта марка стала частью империи «Бенца») также отметился на страницах прессы. О нем писали как общегородские, так и специализированные издания. Например, журнал «Автомобиль» — главное столичное издание по автомобильным новинкам.
А когда в городском манеже открылась первая московская автомобильная выставка, то пожарный «Гаггенау» занял почетное место на её стенде как символ прогрессивного городского хозяйства Москвы.
Подобный, говоря современный языком способ продвижения, устроенный господином Готье, создал весьма благоприятный фон у почтенной публики для продолжения закупок пожарных автомобилей. Николай Федорович даже представил в городскую управу проект полного замещения конных пожарных обозов автомобильной техникой. Однако, в силу различных причин окончательный отказ от конной тяги произойдет в Москве только через два десятилетия.
В 1908 году в Москве появляется второй пожарный автомобиль, зачисленный на этот раз в состав Пречистенской пожарной части. Сейчас в этом месте располагается Управление пожарной охраны Москвы.
Пожарный «Даймлер-Мариенфельде» получил съемную надстройку разработки фабрики «Челышев». Фото: www.gruzovikpress.ru.
Эта машина была гораздо больших размеров и базировалась на грузовом шасси немецкой фирмы «Даймлер-Мариенфельде» (автобус этой же марки годом ранее открывал автобусное движение в Москве).
Воспоминания о встрече с этим образцом невиданной тогда техники отложились в памяти у всем известного московского бытописателя Владимира Гиляровского. Подробности того рандеву увидели свет спустя два десятка лет в изданной в 1926 году книге воспоминаний «Москва и москвичи»:
«В 1908 г. появился в пожарном депо на Пречистенке первый пожарный автомобиль. Это была машина с прикрепленной наверху раздвижной лестницей для спасения погибавших из верхних этажей, впрочем, не выше третьего. На этом автомобиле первым мчался на пожар брандмайор с брандмейстером, фельдшером и несколькими смельчаками — пожарными-топорниками».
Пречистенская «пожарка» была оснащена оригинальной системой быстросъемного спецоборудования. Сейчас подобную систему мы бы назвали модульной: все противопожарное оснащение «Даймлера» монтировалось на отдельной платформе, которая после нескольких нехитрых телодвижений снималась с автомобильной основы, превращая машину в обычный грузовик для хозяйственных нужд.
Не ясно, был ли получен патент на такой принцип трансформации, но достоверно известно, что подобные системы выпускало предприятие «Челышев» в подмосковных Мытищах. В мировой практике аналогичные модульные принципы обрели популярность лишь спустя полвека.
Еще один вид пожарной машины на шасси «Даймлер-Мариенфельде». Фото: www.gruzovikpress.ru.
Нам по пути!
Сайт Музея Транспорта Москвы