19 июня

Гараж из Петербурга

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Случились первые гастроли выставки Музея Транспорта Москвы «Куплю гараж» в Санкт-Петербурге! В связи с чем мы предлагаем разобраться, что же подарил отечественной гаражной субкультуре величественный Петербург/Петроград/Ленинград.

Фото: www.dzen.ru

Пока Питер являлся фактической столицей, и в нем находилась постоянная резиденция Его Императорского Величества, все возможные инновации должны были быть здесь.

Так получалось, конечно, не всегда: вспомним историю с электрическим трамваем, опоздавшим в Петербург на восемь лет по сравнению с Москвой. Но вот что касается домов для автомобилей, то в этом город на Неве действительно являлся первопроходцем.

Именно под Питером документально зафиксировано первое появление специальной постройки для хранения самодвижущегося экипажа. Первый в России гараж воздвиг на своем дачном участке Запасного дома в Царском селе великий князь Борис Владимирович в 1899 году.

Еще до появления автомобилей столичный Петербург заложил одну очень важную государственную службу: хранения и подачи экипажей царственным особам. Для обеспечения этих надобностей, а также экспозиции исторических карет (фактически так был основан один из первых транспортных музеев мира) в 1857-1860-х годах в центре города возвели довольно внушительный комплекс зданий Конюшенного ведомства.

А в XX веке моторов, когда роскошные автомобили лучших марок начали приходить на смену лошадям, встал вопрос о создании специальных зданий и для царских автомобилей. Так появился прообраз современного нам кремлевского Гаража Особого Назначения.

На самом деле царских гаражей построили сразу несколько: в Петергофе, Зимнем дворце (виден на заглавном фото), крымской Ливадии. Но главным из них являлся тот, что располагался в Царском селе. И та тщательность, с которой проектировали «стойбища» для царских автомобилей, заставляла говорить о них, как об одних из лучших гаражей мира начала века.

К началу Первой Мировой войны в Царском селе размещался целый комплекс зданий, рассчитанных на хранение более полусотни машин. Там размещалось и оборудование для поддержания техники в идеальном состоянии.

Пожалуй (с этим утверждением соглашались и современники), ни один монарх мира не мог на тот момент похвастать столь отменной автомобильной службой, какой обладал Николай II.

Здание первого гаража в Царском селе, возведенное в 1906 году. Фото: www.happylove.top

Что касается «автолюбителей» не царских кровей, то в целом гаражная жизнь дореволюционного Петербурга складывалась немного по иным принципам, чем в патриархальной Москве.

В Первопрестольной околоавтомобильная инфраструктура в основном сформировалась вдоль улицы Каретный ряд. Перехватив тем самым эстафету у гужевого транспорта.

Автомобильно-гаражный кластер в Петербурге формировался принципиально иначе, исходя из удобства владельцев машин, а не хозяев предприятий обслуживания.

Большинство владельцев моторизованного транспорта проживало на Петербургской (ныне Петроградской) стороне. Эта часть города считалась наиболее престижной, особенно после появления в 1903 году Троицкого моста. Обеспеченные люди тянулись к техническим новинкам, и именно поэтому на Петроградке пышным цветом расцвели гаражи-автомагазины. Венцом гаражного бизнеса стали четырехэтажные хранилища автомобилей, принадлежавшие Карлу Крюммелю, где машины перемещались между уровнями с помощью электрических лифтов.

Но четырехэтажные гаражи не были пределом. Город стремительно расширялся, рос ввысь и уже готовились проекты гаражей большей этажности. Рассматривалась возможность обустройства подземно-подвальных парковок.

В советские годы в бывшем гараже Крюммеля, где машины между этажами перемещались лифтом,  долгое время базировался таксомоторный парк. Фото: www.dzen.ru

Далее мы быстро переместимся в эпоху хрущевской оттепели. В послевоенные годы индивидуальное автолюбительство быстро превратилось во вполне обыденное явление. И одновременно встала проблема хранения автомобиля: слишком много на улице таилось опасностей для одиноко ночующего движимого имущества.

Пока машин было немного, допускалась определенная вольность в сооружении гаражей прямо во дворах. Но вскоре, с разрастанием дворовых «Шанхаев», индивидуальное строительство домов для машин запретили.

Перед тем, как появилась новая форма гаражно-строительного кооператива (ГСК), в городе на Неве в конце 1950-х годов на мгновение сверкнет еще одна вариация на тему хранения личных автомобилей. 

Планировка первого этажа гаража-гостиницы ленинградского типа. Фото: www.  citywalls.ru

Именно тогда в Ленинграде будет предложена идея возводить вместе с новыми жилыми кварталами многоэтажные паркинги-стоянки для индивидуальных автовладельцев. В принципе ничего нового: многоэтажные гаражи уже существовали там и до революции, а в советское время возводились государственные автопредприятия, где машины хранились на нескольких уровнях одного здания. Но вот на замену дворовым гаражам многоэтажный паркинг, или, как его еще тогда именовали «гараж-гостиница», был предложен впервые.

Идею поддержали на бульваре Красных Зорь и улице Алтайской. Были возведены четырехэтажные закрытые паркинги с пандусами в торцах, рассчитанные на 100 автомобилей. Однако идея  коллективного хранения машин не получила дальнейшего развития. По крайней мере до Олимпиады-80, когда уже по всей стране начнут возводить гаражи-гостиницы.

И наконец, еще один взнос Северной столицы в копилку гаражной культуры. Ведь именно в Ленинграде, а точнее в пригородном промышленном городе Колпино на реке Ижоре, появился на свет всенародно известный железный разборный гараж так называемого «Ижорского типа».

Разработан и поставлен в серию этот гараж был еще в начале 1950-х годов. И до сих пор является лучшим вариантом, когда нужно быстро и дешево соорудить относительно надежную защиту для машины. Главное — найти место для установки. А потом берется базовый набор инструментов с ключом на 10 (вся конструкция собирается на болтах именно такого диаметра), ангажируются два-три мастера и… гараж «из коробки» собирается за несколько часов.

Неудивительно, что в последующие десятилетия характерные стальные гаражи с покатой крышей «домиком» станут главной формообразущей частью большинства ГСК. Превратив советские гаражи в один большой проект Ижорского типа. 

Удобство «Ижорского гаража» заключалась в том, что его могли собрать  два-три человека с минимальным набором инструментов. Фото: www. doors-metal.ru

Нам по пути! 

Сайт Музея Транспорта Москвы