Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Из всех профессиональных праздников, которые мы отмечаем в настоящее время, День железнодорожника имеет самую длинную историю. Как и сами железные дороги, берущие свое происхождение еще с середины XIX века.
Иллюстрация: redzhina.ru.
Сейчас мы празднуем День железнодорожника в первое воскресенье августа. Но так было не всегда. А точнее с 1936 года дата профессионального праздника работников железных дорог приходилась на 30 июля, вне зависимости от дня недели. Просто потому, что годом ранее, 30 июля 1935 года, Иосиф Сталин принимал делегацию работников железнодорожного транспорта и произнес в связи с ней программную речь, которая сводилась к тому, что именно железнодорожный транспорт является залогом силы советского государства.
Эту знаковую встречу советское правительство решило увековечить в виде праздника железнодорожников. Кстати, одного из первых профессиональных праздников в СССР.
Вот как звучал текст официального постановления, подписанный председателем ЦИК СССР Михаилом Калининым:
«Удовлетворить просьбу рабочих и служащих Сталинской, Донецкой, Октябрьской, Ленинской, имени Л. М. Кагановича и других железных дорог об установлении ежегодно в годовщину приёма железнодорожников руководителями партии и правительства СССР 30 июля — Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза».
В паровозную эпоху, когда дальнобойные автотранспорт и авиация находились еще в зачаточным состоянии, профессии железнодорожников были одними из самых почитаемых. Рисунок: artdecory.ru.
Довольно быстро выяснилось, что отмечать праздник в рабочий день не слишком удобно, приходится отвлекать людей от выполнения текущих функций. И, начиная с 1940 года, праздновать Всесоюзный день железнодорожника постановили в ближайший к 30 июля выходной. А так как в СССР вплоть до 1967 года трудящиеся отдыхали только один день (воскресенье, суббота являлась хоть и укороченными, но все же рабочими днями), то и праздник автоматически переходил на последний день недели.
Когда советские люди получили полноценные выходные с двумя свободными от работы днями подряд, привычную традицию ломать не стали и продолжили День железнодорожника отмечать в воскресенье.
Интересно, что аналогичный День железнодорожника с привязкой к первому воскресенью августа продолжают отмечать и сегодня в наиболее тесно связанных с Россией странах пост-СССР: Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане и, что самое удивительное, в Болгарии.
Празднование Дня железнодорожника в Российской империи было приурочено к дню рождения Императора Николая Первого — фактически основателя русских железных дорог. Фото: РЖД.
А теперь углубимся в историю. На самом деле в России традиция отмечать тяжелый и незаменимый труд работников железных дорог идет не с советского времени, а имеет куда более глубокие корни.
Впервые День железнодорожника был упомянут в приказе министра путей сообщения Российской империи князя Михаила Ивановича Хилкова от 25 июня 1896 года:
«Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 25 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения».
В переводе с канцелярского на современный язык: Так как царь Николай Первый, родившийся ровно за 100 лет до описываемых событий, фактически являлся основателем железнодорожного дела России, то вновь учрежденный праздник работников железнодорожного транспорта привязывается к дате его рождения. Именно при нем построили самые первые линии «чугунки» из столичного Петербурга до Царского села, а затем и до Москвы.
Первый Павловский вокзал был открыт еще в составе Царскосельской дороги и представлял собой скорее увеселительный комплекс, чем строгое транспортное сооружение. Утраченное в годы войны здание сейчас хотят восстановить. Рисунок: yavarda.ru.Потомки тогда по достоинству отметили вклад самодержца. В этот день были проведены торжественные мероприятия: состоялся праздник департамента железных дорог и управлений Царскосельской, Николаевской и Варшавско-Венской железных дорог — самых первых на территории России. Служащим пожаловали вензельные изображения имени Императора Николая I на форму одежды. Тем, кто не был задействован в этот день в обеспечении движения, даровали лишний выходной. Одновременно украсили локомотивы и пассажирские вагоны, а на Николаевских вокзалах Москвы и Петербурга установили мраморные бюсты императора Николая Павловича.
В тот день провели торжественной прием в здании Министерства путей сообщения, а затем его гости на особом «литерном» поезде отбыли в Павловск, где на известном своем шиком вокзале их ждали торжественные ужин и концерт.
Интересно, что заодно Россия показала пример организации профессионального праздника железнодорожника для Европы и вообще всего прочего мира. Прежде рабочих людей как-то не было принято чествовать.
День железнодорожника настолько полюбился причастным к нему людям, что продолжал отмечаться ежегодно вплоть до 1917 года. Когда все царские праздники отменили разом, не взирая на их суть. И лишь через два десятилетия железнодорожникам вернули их особый день, который мы празднуем до сих пор.