Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Каждый год в начале августа весь мир отмечает Международный день светофора. Что означает эта дата, и как менялись светофоры с течением лет — об этом наша сегодняшняя статья.
Фото: www.dzen.ru
Разнообразные механические системы регулирования движения с подсветкой керосиновой лампой и электрические существовали и ранее предлагаемой нам даты рождения светофора — 5 августа 1914 года. Привычную нам трехцветную систему придумали к 1920 году. А позже занялись и автоматизацией. До этого момента к каждому оборудованному светофорами перекрестку приставляли полицейского, который и решал, кому отдавать приоритет в движении. Говорят, что за скорейшую автоматизацию светофоров больше всего ратовали поборники равноправия: дескать, автомат не станет включать «зеленый» прежде всего богачам да политикам на дорогих машинах.
Интересно, что, когда в 1922 году переключение сигналов все-таки переложили на автоматический таймер, то в одном Нью-Йорке это позволило освободить сразу 5500 служащих дорожной полиции. При том, что весь штат департамента насчитывал 6 тысяч человек.
Прадедушка современных светофоров, установленный у британского Парламента в 1868 году. Фото: www.dzen.ru
Если копнуть в более глубокое прошлое, то выяснится, что первый светофор (а скорее семафор, исходя из аналогичного железнодорожному принципу работы) был установлен у британского Парламента еще в конце 1868 года. За разрешение и запрет движения у него в светлое время суток отвечали типично железнодорожные опускаемые жезлы, вознесенные на шестиметровую высоту. А вечером их подменял установленный на вершине столба газовый фонарь с красными и зелеными стеклами — поворачивая его, полисмен продолжал управлять потоками повозок и пешеходов.
Подобные, чисто механические, сигнальные системы прослужили на улицах вплоть до 1920-х годов. Именно с поворачиваемых вручную светофоров-семафоров начинали и в Москве примерно в то же время.
А вот появления на службе дорожного движения электрической техники, со знакомыми каждому ребенку разноцветными огнями, пришлось ждать до 1930 года. Причем первый образец светофора появился в Ленинграде на перекрестке проспектов 25-го октября и Володарского (так до войны называли Невский и Литейный проспекты, переименованные на волне революционного энтузиазма) в самом начале 1930 года.
Судя по машинам, рисунок уже послевоенный, а вот расположение сигналов на светофоре все еще «старорежимное». Иллюстрация: www.cult-lib.ru
Довоенные ленинградские светофоры в принципе уже практически не отличались от современных нам аналогов: три расположенных на разной высоте светосигнала, красный — наверху, желтый — посередине, а вот для разрешающего сигнала ленинградцы поначалу использовали стекло синего оттенка. Говорят, это пошло от той же железной дороги. Причем странная любовь к синему цвету проявлялась не только в Ленинграде. Скажем, в Японии синий разрешающий сигнал светофора использовали едва ли не до нашего времени, а все потому, что в японском языке не существовало отдельного иероглифа, обозначающего зеленый цвет.
В Москве же первый светофор установили на перекрестке Петровки и Кузнецкого моста в декабре 1930 года. Факт в копилку знаний: довоенные столичные светофоры почему-то решили делать с обратной последовательностью огней — красный свет у них был внизу, а зеленый — на вершине.
На эту особенность можно не обратить внимания, разглядывая старые фотографии, они же в те далекие времена почти всегда были черно-белыми, как и кинопленка. А в монохроме совершенно непонятно, где какой цвет.
Но вот в детских книжках с цветными картинками, и у весьма популярных в довоенное время елочных игрушек-светофоров расположение светофорных огней показано именно так, как оно было в реальности. Так что, увидев такие артефакты, не удивляйтесь — в них нет никакой ошибки.
Полный оборот стрелка делала за одну минуту. Кстати, здесь красный цвет тоже внизу. Фото: www.dzen.ru
Одно время в столице для регулирования движения использовали и совсем непривычные светофоры в виде циферблата со стрелкой, которая непрерывно переползала с одного цветового сектора на другой.
Но такие полумеханические устройства довольно быстро пропали с улиц, так как серьезно проигрывали по наглядности: не каждый водитель мог быстро понять, где сейчас находится стрелка.
Определенная светофорная разносортица продолжилась и после войны. Например, в конце 1950-х — начале 1960-х годов на улицах Москвы работали светофоры аж с четырьмя огнями — из них два зеленых.
Это была своеобразная предтеча светофоров с зелеными стрелками в отдельных секциях — такие появились в 1960-е годы. А прежде именно количество зажженных зеленых огней регламентировало порядок движения: чем больше зеленых — тем больше свободы водителю. Два одновременно включенных зеленых огня разрешали движение во всех направлениях, в том числе налево, а один — только прямо и направо.
И лишь присоединение СССР к международной конвенции о дорожном движении в 1959 году наконец смогло привести все это светофорное разнообразие к единому и привычному нам сейчас виду.
Вот здесь как раз виден светофор с четырьмя секциями. Фото: www.dzen.ru
Нам по пути!