11 сентября

«Зубру» — 80!

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Белорусскому МАЗу — 80 лет. В связи с этой знаменательной датой брошу ретроспективный взгляд на легендарную марку с её талисманом-зубром из Беловежской пущи.

Фото: www.hdpic.club

Что такое МАЗ? Это не только сотни самых разнообразных вариантов грузовиков, освоенных за восемь десятилетий. Это также головное предприятие всей белорусской автопромышленности, которая появилась именно благодаря МАЗу.

Первое правительственное постановление о создании в столице Советской Белоруссии автосборочного предприятия вышло в августе 1944 года. Только представьте — Минск освобожден от оккупации всего месяц назад, а в разрушенном городе уже запускают автозавод.

Это было чисто стратегическое решение — Красная Армия продвигалась с боями дальше на запад и ей постоянно требовались новые грузовики. Исходя из логистики требовалось организовать сборку полученных от союзников машинокомплектов как можно ближе к линии фронта.

Выбор пал на только что освобожденный Минск, где еще до войны располагались довольно серьезные танковые мастерские. За годы оккупации их даже расширили — немцы из «Даймлер-Бенц» развернули здесь свой ремонтный завод. Кстати, один из крупнейших на оккупированных территориях. 

Первенец минского автозавода — самосвал МАЗ-205, есть и в коллекции Музея Транспорта Москвы. Фото: www.dzen.ru

С завершением войны вышло новое постановление: о преобразовании автосборочного завода в полноценное автомобилестроительное предприятие. В Минске запланировали запустить производство новейших, только-только спроектированных в Ярославле тяжелых дизельных грузовиков семейства ЯАЗ-200.

 Страна в первые послевоенные годы восстанавливалась из руин, возводила дома, заводы, прокладывала дороги, и ей требовалась масса строительных самосвалов. При этом было понятно, что небольшой автозавод в Ярославле в одиночку не справится с поставленной задачей.

Поэтому выпуск жизненно необходимых стране тяжелых самосвалов перепоручили Минску. Там они впервые и выкатились из цехов (конвейер еще не смонтировали) к ноябрьским праздникам 1947 года. Так, самосвал МАЗ-205 стал первой машиной нового завода и первенцем белорусского автопрома в целом.

Очень скоро номенклатура продукции молодого предприятия начнет стремительно расширяться. В нее войдут седельные тягачи (кстати, тоже одни из первых в СССР), бортовые грузовики, прицепы и полуприцепы. Кстати, благодаря производству прицепного состава МАЗ оказался первым и по сути единственным автомобильным заводом в СССР, который сразу комплектовал автопоезда.

МАЗ-535, как и многие другие стратегические проекты Минского автозавода, был создан под руководством Бориса Шапошника, начинавшего свой трудовой путь на московском АМО-ЗИС. Фото: www.dzen.ru

Дальше — больше. В 1950 году в Минске собирают самосвал, каких еще не видели в стране — гигантский 25-тонник МАЗ-525. С него же чуть позже начнется летопись белорусских гигантов БелАЗ. Когда производство карьерных самосвалов в 1959 году начнут выводить из Минска на бывший завод дорожных машин в городе Жодино.

А в 1954 году постановлением Совета министров СССР на МАЗе организуют  специальное (и строго секретное) конструкторское бюро, занимавшееся  созданием специальных многоосных вездеходов для армии. Именно на чертежных досках мазовского СКБ  впервые появится уникальная колесная техника, которая впоследствии будет устрашать врагов советского строя, вывозя на парадную Красную площадь многотонные стратегические ракеты.

Часть разработок СКБ потом передадут на вновь создаваемые заводы в Могилеве и Кургане, но самые сложные и стратегические важные модели продолжат собирать в Минске. После 1991 года это особое производство переродится в МЗКТ, Минский Завод Колесных Тягачей с торговой маркой «Волат».

Благодаря вышедшему на международные линии «Совтрансавто» тягачу МАЗ-504В западные страны познакомились с грузовиками из СССР. Фото: www.5koleso.ru

Ну, а сугубо «гражданский» МАЗ с 1958 года займется созданием и освоением грузовиков нового поколения — одних из первых в мире с кабиной над двигателем. Эти МАЗы семейства 500 завоюют признание не только в СССР, но и в полусотне других стран.  А в наше время МАЗ выпускает грузовики уже шестого по счету поколения.

За минувшее время в биографии завода произошло немало знаковых событий. Например, в 1989 году на волне общемирового интереса к советской перестройке в Минске создали свою «Перестройку» — концептуальный грузовик будущего МАЗ-2000, который произвел фурор на Парижском автосалоне.

Интересно, что очередной концептуальный МАЗ появился в текущем и юбилейном для завода 2024 году. Причем эту нацеленную на дальнюю перспективу модель МАЗ-Х впервые показали в Москве. Выразив тем самым уважение к важнейшему для белорусской продукции российскому рынку.

А еще в Москве с 2000 года неустанно трудятся автобусы марки МАЗ. В 1991 году белорусский автозавод одним из первых в пост-СССР задумался о расширении объектов производства и очень своевременно решил заняться автобусами. Как раз в тот момент, когда начали рушиться централизованные поставки венгерских «Икарусов». За прошедшие годы автобусы МАЗ заработали репутацию отличной техники, а их ареал распространения сейчас простирается от Вьетнама до Восточной Европы.

А я, заканчивая наш краткий исторический очерк, искренне желаю белорусскому «Зубру» долгих лет плодотворной работы!

МАЗ-2000 «Перестройка» отличался модульной конструкцией, которая заметно опередила время. Фото: www.drive2.ru

Нам по пути! 

Сайт Музея Транспорта Москвы