Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Так уж сложилось, что именно в сентябре происходили наиболее важные события, связанные с трамвайным движением по столичной Лесной улице. Одной из старейших с рельсовым транспортом в городе, кстати. Эта линия была всегда важна для москвичей. О сложной и интересной трамвайной судьбе Лесной улицы наша статья.
Фото: mos.ru.
Первые рельсы появились на Лесной улице задолго до появления электрического трамвая, начиная отсчет любопытных сентябрьских совпадений.
150 лет назад, 3 сентября 1874 года, газета «Русские ведомости» опубликовала репортаж с торжественного открытия Миусского конно-железнодорожного парка, расположенного как раз на Лесной улице (теперь это всем известный фудмолл «Депо»).
Парк на Лесной был первым масштабным комплексом, возведенным специально для обслуживания конки, появившейся на улицах Москвы за пару лет до описываемых событий.
Но по самой Лесной улице ведомые лошадьми конки только следовали в депо и обратно на работу — ответвление, идущее от Тверской, заканчивалось в Миусском парке. Соответственно, никаких пассажиров на этом участке вагоны не везли.
Следующий важный этап в жизни Лесной улицы приходится на 1899 год и связан с запуском, собственно, самого электрического трамвая. Пока в опытном, экспериментальном порядке.
Миусский трамвайный парк принимал и отправлял трамваи до 1957 года, когда его переквалифицировали на обслуживание модных тогда троллейбусов. Фото: pinterest.
Так называемый «Электрический» парк для вагонов нового вида транспорта возвели тогда на Башиловке, рядом с первой линией трамвая, от Бутырской заставы до Петровского парка. Но одновременно готовились к запуску второй и третий маршруты по Долгоруковской и Тверской улицам. Для подачи вагонов на последний требовалось электрифицированная соединительная ветвь. И вот тут-то опять пригодилась Лесная: на ней от Миусского парка проложили однопутный участок к Долгоруковской, соединив участки трамвайной сети в единое целое. При этом пассажирское движение по Лесной по-прежнему пока не планировалось.
Здесь у нас опять выходит повод для торжественной даты. Так как регулярный маршрут трамвая по Тверской улице запустили в августе 1899 года, то можно смело говорить, что первые электрические трамваи одновременно побежали и по Лесной улице, и это случилось ровно 125 лет назад.
Но мы идем дальше и переносимся в сентябрь 1904 года: 9-го числа по старому стилю, соответственно 22-го по новому, в Миусском теперь уже настоящем трамвайном парке состоялось торжественное мероприятие, посвященное запуску первой принадлежащей именно городу трамвайной линии (прежде трамваем занималось частное Бельгийское общество) — Марьинской, проложенной от Марьиной рощи до Сухаревки.
Оборотное кольцо на Лесной улице существовало с 1984 по 2008 год. Фото: wikipedia.org.
Хоть тот маршрут и не проходил по Лесной улице, но без участия реконструированного Миусского парка, подававшего вагоны, и сооруженной там же Миусской тяговой подстанции, обеспечивающей дистанцию тягой, движение трамваев по новому участку было бы невозможно.
Лесной улице ждать своего часа оставалось недолго. Ее путевое хозяйство тоже было реконструировано под будущее пассажирское движение, конечно, при этом уложили второй путь. Так что уже в конце сентября-начале октября 1904 года первые пассажиры оценили удобство вновь введенного прямого трамвайного сообщения между площадью Тверской заставы и Сухаревской через Лесную улицу. Заметьте, в календаре опять сентябрь и опять круглая дата: именно в эти дни пассажирское трамвайное движение по Лесной отмечает 120 лет.
Это было лишь начало. Новая линия именовалась Вокзальной, и это говорило о том, что вскоре трамвайчики побегут до Каланчевки с её тремя вокзалами и далее отправятся в Сокольники. Так и произойдет, но чуть позже, в феврале 1905-го.
Далее, вплоть до 1973 года, Лесная улица верно служила городу важным трамвайным транзитным узлом. Но в 1946 году закрыли существовавшее четыре десятка лет трамвайное кольцо у Белорусского вокзала, а годом позже сняли пути в направлении Ленинградского проспекта.
И депо, точнее Миусский трампарк, получивший в советское время имя Петра Щепетильникова, слесаря-революционера, в 1957 году перестало быть трамвайным. Его перевели на обслуживание троллейбусов, а трамвай…?
Сплотки из двух пристегнутых друг к другу хвостами вагонов модели МТТА-2 (а по сути перестроенных классических «Татр-Т3»). Фото: ttransport.ru.
Со временем процесс упразднения рельсового городского хозяйства замедлит темп, но трамвай все равно продолжат вытеснять на окраины. Вот и Лесная улица с 1973 года превратилась в тупик с разворотом вагонов по улицам близ Белорусского вокзала — продолжения пути по Большой Грузинской с того времени больше не существовало. А в 1984 году, из-за строительства нового дома, трамваям соорудили оборотное кольцо рядом с «Белорусской».
28 июня 2008 года движение трамваев по Лесной прекратилось. Маршруты теперь завершались на другой стороне Долгоруковской, и намечалось полное искоренение трамвайного сети. Запущенный компенсационный автобус становился постоянным.
Но с утверждением нового мэра Москвы Сергея Собянина ликвидацию трамвайного движения на Лесной остановили. А 11 января 2012 года появилась неожиданная и радостная для многих информация о планах по восстановлению трамвайного движения на Лесной. Пока по временной схеме — с оборудованием тупикового конечного узла.
Для такого способа оборота вагонов требовались двусторонние трамваи с кабинами в обоих концах и дверями с каждого борта. Таких в Москве начала прошлого десятилетия просто не существовало и под возрождаемый маршрут №9 начали переделывать модернизированные «Татры» версии МТТА-2, врезая двери с левой стороны и сцепляя вагоны кормой. Но это уже было хоть что-то!
Компактные остановочные павильоны стали визитной карточкой обновленной в 2016-2017 годах Лесной улицы. Фото: mos.ru.
И вот 22 сентября 2012 года (опять сентябрь!) трамвайчики маршрута № 9 снова побежали по Лесной. Это был первый пример возвращенной трассы московского трамвая.
Ну и это еще не конец удивительных сентябрьских историй. Теперь мы перенесемся в 2017 год. Москва только-только полюбила обновленный трамвай, по городским маршрутам побежали первые современные низкопольные вагоны «Витязь-Москва».
Еще в 2016 году была обнародована новость — трамваи впервые за 40 с лишним лет вновь поедут на ту сторону Тверской, чтобы комфортно разворачиваться прямо на площади Белорусского вокзала, где предполагается мощный пересадочный хаб.
Работы заняли год, но 9 сентября (!) 2017 года бесшумные «Витязи» покатили по обновленной Лесной, а затем, пересекая под зеленый свет светофора вечно переполненную Тверскую, завершали свой путь на совершенно новом кольце у Белорусского вокзала.
С того исторического момента больше никаких тупиков и прочих полумер. Отныне и навсегда трамвай — снова полноправный житель Москвы, включая Лесную улицу и площадь Белорусского вокзала.
Фото: Пресс-служба Московского метрополитена.
Нам по пути!