Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Есть в нашем метрополитене особая когорта поездов — именных. Оформленные необычным образом, они призваны просвещать, приглашать в разные интересные места, напоминать о подвигах и особых датах. Сегодня я немного расскажу об этой интереснейшей теме — именных поездах метро.
Любопытно, что точную дату появления первого именного состава в столичном метрополитене не знает никто. Зато известно, что этот поезд состоял из вагонов самой первой серии «А» и был наречен «Женским поездом имени 8 марта». Хотя точная дата его появления и неизвестна, скорее всего это произошло на исходе 1950-х, начале 1960-х годов. Также останется тайной и дата его отмены — но понятно, что не позднее середины 1970-х годов, когда ушли на покой последние вагоны серии «А». Зато нам известен маршрут «8 марта» — Кировский радиус (сейчас это Сокольническая линия).
А вот дата появления второго именного состава уже задокументирована: его первый выезд приурочили согласно названию — «50 лет газеты «Правда». «Газетный» состав пошел в эксплуатацию через три дня после юбилея «Правды», 25 апреля 1962 года, и работал на Арбатско-Покровской линии.
Перечислять дальнейшие именные поезда советской эпохи я не стану. Они были довольно однообразны и в основном посвящались пионерии того или иного района, доблестно собравшей металлолом на свой именной состав. Поэтому поезда назвались «Пионер Кунцева», «Дзержинец», «Молодогвардеец» и тому подобное.
Первый поезд метро со своим персональным названием получил именную кокарду на «лбу». Его последователи обходились оформлением и того скромнее. Фото: mos.ru
Нужно отметить, что за исключением скромных надписей на бортах и иногда памятных табличек в салоне, практически ничем эти составы не отличались от обычных.
Расцвет именных поездов современной концепции случился в середине нулевых, и на сегодняшний момент пассажиры столичного метрополитена видели уже около полусотни самых разнообразных именных составов. Остановлюсь на самых знаковых и еще находящихся в эксплуатации.
К примеру, «Красная стрела» — тезка знаменитого экспресса «Петербург-Москва». Она была создана в 2006 году по заказу ОАО «РЖД» к 75-летию её железнодорожного прообраза, с участием самого производителя вагонов — АО «Метровагонмаш».
Поэтому у подземной «Стрелы» не только внешняя окраска повторяет ливрею оригинала: красный цвет бортов, желтый кант, серебристая крыша. Фирменная тема продолжается и в салонах метровагонов, где обшивку сидений выполнили в уникальном красном оттенке, а поручни сделали желтыми.
Здесь мы видим «Красную стрелу» в первоначальном оформлении. Позже ставшие неактуальными цифры 75 с дверей убрали. Фото: dzen.ru
На сегодняшний день именно «Красная стрела» считается старейшим именным поездом метро, продолжающим возить пассажиров. Правда, этот рекорд не абсолютный. 18 лет работы «Красной стрелы» пока никак не сравнить с 35-летней карьерой «Народного ополченца», состав которого ушел на покой только в феврале прошлого года, а начинал свою жизнь еще при СССР в 1988 году.
Следующий интересный пример нестандартного именного состава — выполненная на основе «Русича» разноцветная «Акварель». Перед нами передвижная галерея изящных искусств, у которой ради лучшего обзора экспозиции демонтированы сидения по одной стороне вагонов и добавлена дополнительная подсветка.
Концепцию «Акварели», как состава который не только возит пассажиров, но и служит своеобразным мобильным музеем, придумал Сергей Андрияка, художник-акварелист. Его работы и картины его учеников стали первыми экспонатами поезда-галереи. Собственно, от техники рисования Андрияки и пошло название поезда.
Интересно, что изначально было не совсем понятно, в каком графике ставить «Акварель» на линию. Боялись, что толпы в часы пик могут повредить закрепленные на стенах поезда репродукции. Тем более, что Арбатско-Покровская линия, на которую 1 июня 2007 года выпустили «Акварель», имеет в своем составе одну из самых популярных станций Московского метро — конечную «Щелковскую».
Каждый вагон «Акварели» снаружи и внутри выполнен в уникальной цветовой гамме. Фото: dzen.ru
Поэтому изначально «Акварель» предполагалось выпускать на линию только во внепиковые часы и по укороченному маршруту. Но в итоге поезд-галерея стал ходить по всему протяжению ветки наравне с обычными составами. И с той поры сменил почти два десятка экспозиций, продолжая остаться визитной карточкой Арбатско-Покровской линии.
Самый главный именной состав бегает по самой первой линии столичного метрополитена — Сокольнической. Он, кстати, так и называется ретропоезд «Сокольники», в честь станции метро, которая первой приняла пассажиров в 1935 году.
Ретропоезд «Сокольники» построили в 2010 году к 75-летию столичного метрополитена на базе обычного «номерного» состава. При этом оформив под самые первые поезда московского метро 1930-х годов — цветовой гаммой, фарами в хромированных корпусах, пухлыми диванами с пружинами, светильниками-бра и отделкой салонов под линкруст и дерево «Сокольники» напоминают первые вагоны серии «А».
Интересная деталь — специально для исторического антуража поездки вагоны «Сокольников» не стали оснащать точками доступа Wi-Fi.
В ставших привычными для Москвы парадах поездов «Сокольники» всегда идут во главе колонны. Фото: mos.ru
Нам по пути!