30 октября

Витязь московских улиц

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Все хорошее запоминается легко и просто. Например, нам кажется, что московские трамваи всегда были такими удобными, как бесшумно скользящие по столичным улицам трехсекционные модели «Витязь-Москва». На самом деле с момента презентации первой модели этого семейства прошло всего лишь 10 лет, а на маршруты столицы они вышли 7 лет назад.

Фото: mos.ru

Московский трамвай за свою более чем 120-летнюю историю переживал разные времена. Порой его грохочущие вагоны настолько сильно раздражали москвичей, что они считали за благо расстаться с этим символом прошлого.

В последний раз такая ситуация сложилась на рубеже XX и XXI веков. Жители столицы пересели на личные автомобили и готовы были забыть про трамвай, если взамен его путей появятся лишние полосы для авто.

Буквально за одно десятилетие, начиная с 1995 года, и без того сильно поредевшая с начала 1930-х годов трамвайная сеть Москвы утратила привычные многим поколениям маршруты.

Ради строительства Третьего транспортного кольца трамваи убрали с Ленинградского проспекта и проспекта Мира, улиц Беговой и Нижней Масловки. Чуть позже, в 2008 году, прекратилось движение по Лесной улице — старейшей действующей трамвайной линии Москвы. Рельсы на Лесной чудом не успели убрать, что через несколько лет позволило совершить первый современный пример возвращения трамвая.

Вот таким предстал на выставке «ЭкспоСитиТранс» в конце октября 2014 года самый первый вагон модели 71-931 «Витязь». Фото: Управа района Черемушки города Москвы.

Конечно, обновление системы трамвайного движения случилось не просто так. Новое руководство города во главе с Сергеем Собяниным было против уничтожения старейшего городского транспорта Москвы.

Для восстановления доверия к рельсовому транспорту требовался совершенно новый подвижной состав, управляемый бесшумной электроникой, способный перевезти с комфортом более двух сотен человек за раз, позволяющий войти в вагон и перемещаться внутри без неудобных ступеней. Таких ультрасовременных вагонов в нашей стране на тот момент практически не было.

Попытки создать трамвай на уровне современных стандартов в России предпринимались. Например,  в начале 2000-х годов Усть-Катавский вагоностроительный завод, на тот момент главный поставщик новых трамваев в России, спроектировал основу современного трамвая — низкопольные тележки.  Но создание действующего образца по разным причинам не было осуществлено.  

Первым в линейке низкопольных трамваев «ПК Транспортные системы» появился односекционный вагон. Фото: wikipedia.org   

В 2013 году появился новый производитель ООО «ПК Транспортные системы», который был готов в короткий срок запустить серийное производство первых в стране полностью низкопольных трамваев.

Амбициозные заявления были полностью подтверждены делом — уже в следующем году ПК ТС произвела первый в мире односекционный 100% низкопольный трамвайный вагон модели 71-911, а годом позже произвела первые семь серийных экземпляров.

 Эти вагоны на 80 процентов состояли из отечественных комплектующих и, кроме того, допускали создание на их базе более вместительных двух и трехсекционных трамвайных вагонов.

Время двухсекционных наступит чуть позже, зато в октябре того же 2014-го года на выставке в Москве показали первый в России образец трехсекционного также полностью низкопольного трамвая, получившего обозначение 71-931 «Витязь».

Первым городом, в котором появился «Витязь», стал Санкт-Петербург, где с 2018 года ведется окончательная сборка этой модели. Фото: wikipedia.org

После завершения выставки «Витязь» поехал в московское депо имени Баумана на испытания, которые модель прошла успешно.

Десять первых пилотных серийных экземпляров «Витязя» в 2015-2016 годах отправились в Санкт-Петербург. Они стали и последними представителями оригинальной версии трехсекционных трамваев — летом 2016 года на выставке «Иннопром» в Екатеринбурге была представлена модернизированная версия 71-931М «Витязь-М» с новым оформлением передней и задней масок кузова, а также увеличенным количеством посадочных мест.

Именно эта версия появилась уже в Москве: в сентябре 2016 года года «ПК Транспортные системы» выиграла тендер на поставку 300 трамваев модели 71-931М в доработанном исполнении «Витязь-Москва». Первые трамваи нового поколения вышли на улицы столицы в марте 2017 года, а в июне 2024 года в Москве насчитывалось уже 464 «Витязя-Москва», которые заменили вагоны устаревшего типа.

С приходом современных вместительных трамваев началась новая эра столичного городского рельсового транспорта.  Трамвай стал неотъемлемой частью обновляемой городской инфраструктуры. Под него изучаются пассажиропотоки, чтобы предложить москвичам более удобные транспортные связи, создаются остановки с безбарьерной средой, реконструируются прежние и прокладываются новые рельсы.  

Так случилось совсем недавно с улицей Сергия Радонежского, куда трамвай вернулся после более чем 70-летнего отсутствия.

Трехсекционный «Витязь-Москва» следует по только что открытой линии на улице Сергия Радонежского. Фото: пресс-служба Московского метрополитена

Нам по пути! 

Сайт Музея Транспорта Москвы