Что такое «Магистраль»

С чего всё началось

С 2016 года в Москве работает сеть наземных маршрутов «Магистраль». Основной её принцип — интервальное движение наземного транспорта.

Новая сеть поэтапно вводилась в Центральном округе Москвы, чтобы соединить центр с другими районами прямыми и быстрыми маршрутами. Для этого изменили 49 маршрутов, организовали выделенные полосы, построили комфортные пересадочные узлы, улучшили расписание движения и обновили инфраструктуру.

Чтобы пассажиры могли определять время прибытия своего автобуса, маршруты разделили на три категории.

  • Магистральные маршруты — наиболее частые. Именно эти маршруты проходят по основным улицам и соединяют центр с районами Москвы.
  • Районные маршруты — работают со средними интервалами до 15 мин. Предназначены для передвижений внутри района или между районами.
  • Социальные маршруты связывают значимые социальные объекты: поликлиники, школы, МФЦ. Интервал их движения, как правило — до 30 минут.

В результате изменений пользоваться общественным транспортом в центре стало удобнее, а общее количество пассажиров выросло на 40%. Там, где раньше приходилось делать несколько пересадок на метро, теперь можно напрямую добраться на автобусе или трамвае. Транспорт стал меньше зависеть от пробок.

на 40%

выросло количество пассажиров в общественном транспорте

5–10 минут

интервал движения магистральных автобусов в центре Москвы

2021 год: Магистраль 2.0

В 2021 году мы пересмотрели результаты работы «Магистрали» в центре и обновили маршруты в ЦАО и ЮАО.

Система «Магистраль» пришла в спальные районы города, чтобы пассажиры могли быстро доехать на работу и домой, в торговый центр, школу, поликлинику по всей Москве.

Мы спросили у москвичей, как бы они сами улучшили наземный транспорт. Вот что они ответили:

  • автобусы должны ходить чаще и соблюдать расписание;
  • общее время пути должно сократиться: 86% пассажиров готовы пройти до остановки чуть дальше, а 73% согласны на бесплатную пересадку, если общее время в дороге уменьшится;
  • сам транспорт при этом должен стать удобнее и современнее.

86%

пассажиров готовы пройти до остановки дальше, если время пути уменьшится

73%

пассажиров согласны на бесплатную пересадку, если общее время в дороге сократится



Для таких изменений и улучшений необходима большая аналитическая работа. Нам нужно проанализировать все маршруты, понять, какие из них работают хорошо, а какие — не очень, выяснить, где есть проблемы, и предложить решения.

Эта работа ведется в том числе с учётом обратной связи от жителей.

2022 год – настоящее время: Поэтапное развитие

После реализации проекта «Магистраль 2.0» был долгий процесс анализа изменений со всех точек зрения: удобство, скорость, комфорт, предсказуемость, экономическая эффективность и много многое другое.

На основе этого опыта и было принято окончательное решение о необходимости распространения принципов и подходов новой маршрутной сети «магистраль» на весь город.

Мы прекрасно понимали, что задача сверхсложная и подошли к ней со всей ответственностью. Детально изучив параметры существующей маршрутной сети – был составлен условный план по обновлению всей маршрутной сети.

Магистраль начали внедрять с южной части мегаполиса. После чего начался длительный этап анализа эффектов, а также мнения пассажиров. В целом изменения пассажиры приняли, однако надо признать, что были и те, кто не готов к изменениям.

Собрав обратную связь и показатели работы обновленной маршрутной сети некоторые решения были пересмотрены. Этот процесс отчасти происходит до сих пор.

Имея полученный опыт, было принято решение вводить изменения постепенно для того, чтобы пассажиры успели изучить изменения и перестроить свои транспортные привычки, а также для того, чтоб специалисты имели возможность вносить необходимые корректировки в спокойном режиме.

По состоянию на август 2025 года в столице 68 магистральных маршрутов, из которых 24 – экспрессы. Со временем их станет ещё больше. Что касается сроков, то мы не ставим перед собой конкретных дат. Главное для нас – обновить маршрутную сеть так, чтобы это было комфортно пассажирам, а также эффективно с точки зрения эксплуатации.

Смотреть другие разделы: